Глухие и слабослышащие дети – особенности и обучение

Содержание

Особенности обучения глухих и слабослышащих детей. 10 советов о том, как помочь слабослышащим детям

Глухие и слабослышащие дети – особенности и обучение

Слабослыщание и глухота – это разные степени нарушения слуха. Для педагога или дефектолога эти термины имеют большое значение, ведь подход к обучению ребенка будет напрямую зависеть от степени недуга. Слабослышащими считаются дети, которые распознают звуки в диапазоне от 15 до 75 дБ. Более глубокие нарушения принято называть глухотой.

Слабослышащие дети способны воспринимать речь и накапливать словарный запас. У глухих деток речь может быть сохранена только, если она была сформирована до потери слуха.

Если глухота врожденная, то требуется серьезное педагогическое воздействие, чтобы у ребенка не возникла глухонемота, которая, в свою очередь, сказывается на психическом и физическом развитии, затрудняет ориентировку в пространстве, становится причиной шаркающей походки, необычных ых реакций.

При слабослышании ребенок может полагаться на остаточный слух, а его, в свою очередь, можно усилить при помощи слухового аппарата. Это позволяет компенсировать недостаток и помогает ребенку овладеть речью.

При глухоте ребенок, как правило, полагается на другие сохранные анализаторы, но не имеет возможности овладеть словесной речью и использует мимико-жестикуляторную, а также предметы, действия, рисунки. Требуется специальное обучение для того, чтобы сформировать у такого человека речевое мышление.

Методики обучения

В классической педагогике выделяют два метода обучения детей с нарушениями слуха – жестовый и чистый устный. Первый способ предполагает обучение ребенка языку, в котором каждое слово является эквивалентом жеста, а также пальцевой азбуке (дактилологии), в которой пальцевые знаки обозначают буквы алфавита. Второй способ заключается в обучении малышей устной и письменной речи «без рук».

Государственные детские сады компенсирующего типа предлагают обучение в интернатной форме. Комплектуются небольшие группы по 6 человек, в которых дети пребывают в течение недели, а родителей видят по выходным. При этом создаются условия для развития малышей, но из-за узкого круга контактов в дальнейшем могут возникнуть проблемы с реабилитацией в обществе.

Методика Э. И. Леонгард предлагает активно привлекать родителей к образовательному процессу. Согласно этой методике ребенок должен посещать обычные сады и школы, параллельно проходя индивидуальную работу с сурдопедагогами.

Билингвистический метод предполагает, что ребенок сам выбирает, каким должен быть стиль жизни и способ общения.

Верботональный метод предполагает обучение по типу экстерната, когда родители могут заниматься с ребенком каждый день. Коррекционная работа направлена на максимальное использование остаточного слуха.

При этом в ход идет развитие слухового восприятия, с помощью специального тактильно-вибрационного оборудования малыши учатся ощущать, как звучат слова и неречевые звуки, выполняют упражнения фонетической ритмики, учатся правильному произношению.

Во многих современных заведениях предусмотрено интегрированное обучение — слышащие и неслышащие малыши обучаются вместе, а педагоги, исходя из ситуации, решают, по какой методике будут проходить занятия.

Работа с остаточным слухом

Родители должны создать условия, которые помогут ребенку развиваться, не отставая от сверстников, не имеющих слуховые патологии. Если у ребенка имеется остаточный слух, нужно как можно раньше обеспечить его слуховым высококачественным аппаратом, а по возможности, двумя, чтобы звуковая информация могла поступать от обоих ушей.

Современные слуховые аппараты позволяют компенсировать даже сильно выраженный дефект.

В частности, можно использовать метод кохлеарной имплантации, который позволяет восстановить слух при условии нормального состояния спирального ганглия, слухового нерва и вышележащих слуховых центров.

Такой имплант рекомендуется устанавливать в возрасте 1-2 года, когда речевые навыки еще не сформировались, а метод имплантации уже допустим. В этом случае эффективность реабилитации будет намного выше, чем в старшем возрасте.

Слабослышащие тугоухие дети: лечение

Тугоухость характеризуется стойким понижением слуха. Зачастую она возникает вследствие перенесения острого или хронического отита, который может вызывать такие изменения в структуре среднего уха — возникновение рубцов, сращения, которые приводят к нарушению подвижности барабанной перепонки, возникновение отверстий в барабанной перепонке.

Такие заболевания, как грипп, корь и скарлатина, тоже могут привести к тугоухости в связи с тем, что вызывают патологические процессы в слуховом нерве и внутреннем ухе. Бывают случаи, когда дети рождаются тугоухими по причине нарушения слуховых органов в период внутриутробного развития.

Как и врожденная тугоухость, так и возникшая в ранний период детства может нарушить речевое развитие малыша.

Слабослышащие дети

Глухие и слабослышащие дети – особенности и обучение

Согласно статистике, на тысячу новорожденных приходится один слабослышащий. Но с каждым годом таких детишек становится больше в связи с перенесенными болезнями или из-за лечения какими-либо препаратами, которые дали осложнение на слух.

В процессе роста ребенок познает окружающий мир через зрение, осязание и обоняние. С помощью слуха и речи он понимает людей, узнает об их намерениях, а также познает разнообразие человеческого общения.

Общаясь с окружающими, малыш познает эмоциональные оттенки речи, которые не воспринимаются, передаваясь другим способом.

Поэтому слабослышащий или глухой ребенок воспринимает окружающий мир не таким, как видим и воспринимают его здоровые люди.

Слабослышащие и глухие дети: особенности, характеристика, развитие

Дети, у которых понижен слух  от 15-20 дб до 75 дб, считаются слабослышащими.  В отличие от глухих детишек они способны накапливать минимальный запас слов благодаря слабому слуху.

Несмотря на то, что эти слова не совсем полноценны по своему фонетическому оформлению, их можно понять. И самое главное, благодаря этому с ними можно общаться. Но только при одном условии: чтобы эти дети пребывали в говорящей среде.

Важно также проводить с ними индивидуальные занятия по развитию речи.

У слабослышащих деток наблюдается:

  • отклонение психики от нормы;
  • нарушение некоторых функций психики, которые определяют ход развития его личности.

В связи с неполноценным слухом наблюдается изменение хода общего развития, а также значительное осложнение социальной адаптации. Неполноценная речь у слабослышащих детей подчинена таким закономерностям:

  1. Ограниченный запас слов.
  2. Дефекты произношения.
  3. Неполноценное усвоение звукового состава слова.
  4. Ограниченное понимание устной речи.
  5. Неправильное усвоение и употребление слов.
  6. Ограниченное понимание печатного текста.
  7. Аграмматизм.

Развитие детей, которые слабо слышат, напрямую зависит от ранней диагностики нарушения слуха, а также от успешной организации специального обучения. Но существует одна проблема: развитие речи непосредственно связано со слухом, и от этих двух факторов зависит интеллект ребенка.

Полная глухота диагностируется в раннем возрасте, а то, что ребенок плохо слышит, может выясниться только в школьном возрасте. Дети, которые слабо слышат, понимают только обрывки фраз, а не все предложение.

В связи с этим они недополучают важную часть информации об окружающем мире, отстают в учебе от своих сверстников, им требуется специальная подготовка к школе.

В случае раннего выявления патологии с детьми проводится специальное обучение, они также постоянно носят слуховой аппарат.

Благодаря этому они почти ничем не отличаются от ровесников в интеллектуальном развитии. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные дошкольные и школьные учреждения.

После обучения ребенка слышать и понимать обычную разговорную речь его можно перевести в обычную школу.

У глухих детишек, как правило, поражена звуковоспринимающая часть слухового аппарата. У слабослышащих, как правило, поражена одна звукопроводящая часть (среднее ухо).

Глухие дети отличаются такими особенностями:

  1. Большинство из них обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков  силой более 80 дБ в диапазоне до 1000-2000 Гц); 
  2. Не могут овладеть речью без посторонней помощи.
  3. Общаются со слышащим с помощью жестов и мимики.
  4. Без специального образования становятся глухонемыми.
  5. Недостаток слуха препятствует полноценному познанию окружающего мира.

Обучение слабослышащих детей

Для тугоухих детей предназначено обучение в специализированных учебных заведениях. Как и в специальных школах, так и в детских садах такие ученики разделяются на две группы: в первой обучаются имеющие небольшие недостатки в произношении, во второй группе — малыши с сильным недоразвитием речи.

Для полноценного развития таких детей их нужно обучить таким навыкам:

  1. Устной речи.
  2. Слуховому восприятию.
  3. Чтению.
  4. Письму.
  5. Самостоятельности в общении со слышащими людьми.

Для того чтобы развить у ребенка устную речь, специалисты используют разные методики обучения. На помощь приходят разнообразные игрушки (животные, куклы, машинки, кубики).

Если малыш заинтересовался какой-то игрушкой, то ее следует поднести к лицу, привлекая его внимание к артикуляции, и четко назвать предмет. Если такое занятие проводить каждый день, то ребенок сможет через некоторое время произнести по слогам это слово. Таким образом, его можно обучить многим словам.

Это занятие требует длительного времени, терпения и выносливости. Это нелегко. Но даже если малыш повторяет приблизительно и нечетко эти слова, вы должны радоваться — это успех. Главное, что он понял урок и произносит слова. Дальше обучайте его глаголам.

Легче будет объяснить действие, если ребенок сам его выполняет. Например: бежит, кушает, гуляет. Повторяйте с ним слова как можно чаще, таким образом, вы научите его устной речи.  

Читать таких детей учат с помощью таблички с печатными словами. Очень трудно научить слабослышащего произносить звуки, ему легче выговаривать слова целиком. Важно, чтобы ученик понимал значение слова, а не только умел его произносить.

Таких детей обучают письму параллельно чтению. Это не менее трудное занятие, чем чтение. Ребенку очень сложно научиться писать, не слыша звуков. Но вы должны подойти к этому процессу творчески.

Используйте разные цвета пишущих предметов, позволяйте ему писать в произвольной форме на листе. Постарайтесь его заинтересовать, и обучение принесет свои плоды. Позже письмо станет более аккуратным.

Всем выше перечисленным навыкам малыша обучат в специальной школе, используя разные методики.

Слабослышащие дети в образовательной школе

Тугоухие или слабослышащие дети в общеобразовательной школе обучаются согласно индивидуальному плану, позволяющему реализовать их коммуникативные возможности. Метод направлен на то, чтобы суметь преодолеть трудности в общении и науке, которые могут возникнуть на уроке и во внеурочное время. Это так называемая интегрированная (инклюзивная) форма обучения.

Она включает в себя участие слабослышащих детей в учебном процессе в коррекционных или обычных классах в общеобразовательной школе по месту жительства. Это обучение должно происходить по желанию ребенка и его родителей.

Интеграция требует беспрепятственной атмосферы и свободного доступа к образовательным услугам, выбору профессии, трудоустройству и полноценному участию особого малыша в жизни общества.

Учитель должен подобрать индивидуальную форму работы со слабослышащим учеником, а также суметь диагностировать уровень его развития с помощью различных методов.

В процессе обучения учитель должен отслеживать динамику развития ребенка и вести специальный дневник наблюдений, а также специальную педагогическую документацию, отображающую взаимосвязь психолога и логопеда с учеником. Обучение должно включать налаженный процесс взаимодействия ученика, учителей, школы и родителей.

Очень важно выработать толерантное отношение здоровых детей к особому ребенку и его семье. Для этого учителя проводят соответствующую работу с другими учениками и их родителями.

Специально для nashidetki.net- Ксения Маневич

You have no rights to post comments

Как общаться со слабослышащими: правила и этика | Милосердие.ru

Глухие и слабослышащие дети – особенности и обучение

Публикуем главу о психологических особенностях и социальных проблемах неслышащих людей из книги Инвалид в храме: особенности сопровождения и пастырская помощь. 

.com

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э.

Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С.

Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».

smartnews.ru

Если глухой человек оказывается в храме, то, в силу незаметности недостатка слуха, с ним часто пытаются общаться таким же образом, как со слышащим. Это хорошо – как знак приятия человека, как попытка установить контакт. Но, как правило, сразу обнаруживается языковой барьер, т.к.

глухие люди общаются между собой на незнакомом нам языке – жестовом. Поняв это, важно не потерять интереса к человеку, не исключить его из сообщества прихожан.

В идеале нужен хотя бы один человек в храме (помимо священника), который захотел бы изучить жестовый язык, понять физические, психологические и ментальные особенности неслышащего человека, о которых пойдет речь ниже.

ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Александровна СОЛОВЬЕВА – декан дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, специалист в области сурдопедагогики и инклюзивного образования детей с нарушением слуха.

Иеромонах Виссарион (КУКУШКИН) — руководитель Регионального учебно-методического центра пастырского, миссионерского и социального служения неслышащим людям Екатеринбургской епархии.

Выпускник Екатеринбургской Православной духовной семинарии и Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная работа». С 2001 г. окормляет православную общину глухих и слабослышащих прихожан во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга.

Член Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). С 2007 г. работает переводчиком русского жестового языка в Свердловском региональном отделении ВОГ.

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь).

Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду.

Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития.

Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно.

При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Язык общения

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь — ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться.

Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет). Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении.

Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.

В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе.

В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма. Дактильная азбука используется для перевода имен собственных и в тех случаях, когда не удается найти жест для выражения предмета или понятия.

Дактилирование обязательно сопровождается устной речью (артикулированием).

Дактилология или дактильная азбука

Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Особенности устной речи глухих и слабослышащих

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру.

Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе.

Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше.

У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи.

Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом.

Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза.

Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее.

Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими.

Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего.

Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести.

Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные ые реакции.

Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости.

Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого.

Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо.

Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью.

Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная.

Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Также по теме:
Верую молча

Особенности обучения глухих и слабослышащих детей

Глухие и слабослышащие дети – особенности и обучение

Попробуйте представить мир без звуков, мелодий, шумов и ритмов. Он словно утрачивает краски, в нем меньше эмоций, меньше слов, ведь некоторые понятия, не будучи озвученными, просто теряют смысл. И все же взрослые могут достучаться до мира глухого или слабослышащего ребенка, помочь ему стать полноценной личностью и наладить контакт с окружающими.

Отличия между глухотой и слабым слухом

Слабослыщание и глухота – это разные степени нарушения слуха. Для педагога или дефектолога эти термины имеют большое значение, ведь подход к обучению ребенка будет напрямую зависеть от степени недуга. Слабослышащими считаются дети, которые распознают звуки в диапазоне от 15 до 75 дБ. Более глубокие нарушения принято называть глухотой.

Слабослышащие дети способны воспринимать речь и накапливать словарный запас. У глухих деток речь может быть сохранена только, если она была сформирована до потери слуха.

Если глухота врожденная, то требуется серьезное педагогическое воздействие, чтобы у ребенка не возникла глухонемота, которая, в свою очередь, сказывается на психическом и физическом развитии, затрудняет ориентировку в пространстве, становится причиной шаркающей походки, необычных ых реакций.

При слабослышании ребенок может полагаться на остаточный слух, а его, в свою очередь, можно усилить при помощи слухового аппарата. Это позволяет компенсировать недостаток и помогает ребенку овладеть речью.

При глухоте ребенок, как правило, полагается на другие сохранные анализаторы, но не имеет возможности овладеть словесной речью и использует мимико-жестикуляторную, а также предметы, действия, рисунки. Требуется специальное обучение для того, чтобы сформировать у такого человека речевое мышление.

Активизация слуха и речи

Основная задача педагогов и родителей глухого или слабослышащего ребенка – активировать слуховое внимание, восприятие и речь. Это возможно при соблюдении нескольких условий:

  • Пребывание в речевой среде. Ее составляют семья, где все члены имеют сохранный слух, а также специалисты, которые занимаются обучением детей.
  • Создание адекватного образовательного пространства. Ребенок будет испытывать проблемы с грамматическим построением речи, неправильным произношением или употреблением звуков в слогах, и это требует коррекции.

По мнению многих специалистов, слабослышащих детей не стоит торопить в обучении, а следует делать ставку на творческую и практическую деятельность. Например, ребенок получит лучшие представления о цвете, форме и величине предметов не из объяснений, а познакомившись с предметами и самостоятельно отметив их свойства и качества, сколько бы времени это ни занимало.

Программа обучения должна быть направлена на раскрепощение и развитие у ребенка уверенности в себе. Ведь если, к примеру, просто поправлять малыша, показывая, что он рисует или лепит «неправильно», у ребенка может развиться комплекс, и он вовсе откажется от творчества.

Обучение чтению тоже имеет свои особенности: детей учат воспринимать слова целиком, без обучения буквам, что исключает механическое заучивание слов, этот метод называют глобальным чтением.

При освоении письма дети вначале пишут большими буквами, чтобы в работе была задействована не только кисть, а вся рука, плечевой пояс, туловище и даже ноги. После того, как дети осваивают последовательность букв и пространство, в котором слова существуют, можно переходить к письму на бумаге.

Все эти и многие другие принципы обучения можно применить как в условиях коррекционного учебного заведения, так и в семье. Важно не упустить момент и создать мир, среду, наполненную любовью, вниманием и терпением, в которой ваш ребенок сможет преодолеть все трудности в обучении и общении.

Как президент Всероссийского общества глухих Валерий Рухледев орловский завод продавал

Президента Всероссийского общества глухих подозревают в растрате 50 млн рублей

Итоги конкурса «Лето с Ушариком!»

Подведены итоги летнего конкурса

Хирург СПб НИИ ЛОР Владислав Кузовков удостоен международной премии BURIAN-HELMS

За 10 лет им проведено более 5800 операций по установке кохлеарных имплантов

Дети с КИ MED-EL стали участниками ЧМ-2018 по футболу в России

Дети с кохлеарной имплантацией побывали на матчах Чемпионата мира по футболу—2018 

Ушарик получил федеральное признание

Руководитель проекта«Я слышу мир!» Дмитрий Куликов получил почетный диплом лауреата«Вектора Детства-2018».

Финал «Волшебной симфонии 2018» состоится 15 октября!

Гала-концерт Фестиваля пройдет в Концертном зале Мариинского театра Санкт-Петербурга 15 октября 2018 года

Начни иначе

«Начни иначе» — это всероссийская конкурсная программа Росбанка и Impact Hub Moscow для организаций, оказывающих поддержку людям с инвалидностью

Приглашаем на встречу “Знакомство с Ponto!”

Приглашаем на встречу, посвященную знакомству с имплантируемым слуховым аппаратом костной проводимости Ponto компании Oticon Medical и опыту его применения.

Проект «Пусть мир услышит» в гостях у «Хорошего утра»

В гостях у программы«Хорошее утро» создатели фильма о слухе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64

65

Глухие и слабослышащие дети: особенности развития и обучения

Глухие и слабослышащие дети – особенности и обучение

Если человек не слышит или слабо слышит, то жить становится тяжелее, особенно ребенку. Детям важно слышать, распознавать звуки природы и разговорную речь.

Детский лор-врач поможет справиться с подобной проблемой. Он может назначить курс лекарственных препаратов или назначить другое лечение. Не исключено, что доктор порекомендует специальные слуховые аппараты для детей.

Без слуха ребенок не сможет полноценно развиваться.

Стоит отметить, что большинство глухих и слабослышащих детей рождаются у родителей, не имеющих подобных проблем. Для этих семей появление такого ребенка может быть большой неожиданностью.

Речь

Речь слабослышащих детей зависит от множества факторов:

  1. От степени снижения слуха. То есть чем хуже он слышит, тем хуже говорит.
  2. От периода возникновения дефекта. Если потеря слуха произошла после трех лет, то у малыша может быть развита фразовая речь, но с некоторыми незначительными отклонения в грамматическом строе, произношении. Если же проблема возникла в школьном возрасте, то ошибки обычно возникают в невнятном произношении безударных слогов, в оглушении звонких согласных букв и т. д.
  3. От условий, в которых малыш развивался.
  4. От психического и физического состояния ребенка.

Грамматический строй речи у слабослышащих ребят не сформирован в нужной степени.

Что подразумевается под «особенностями обучения» у детей с подобными проблемами?

Хорошим решением для такого ребенка станет школа для слабослышащих детей. Потеря данной способности имеет критические последствия для развития у детей когнитивных (мышление) и лингвистических (языковых) навыков.

Возникновение других нарушений в сочетании с уменьшением слуха требуют дополнительных особенностей в обучении. Слабослышащие и глухие дети часто имеют значительные сложности в учебе, поэтому нужно подбирать специальный подход к процессу обучения.

Распространенность других видов инвалидности в дополнение к потере слуха примерно в три раза больше (30,2 %) среди глухих или слабослышащих людей.

Почему у детей происходит потеря слуха? Как заявляют детские лор-врачи, к подобному отклонению может привести:

  • материнская краснуха (2 %),
  • недоношенность (5 %),
  • цитомегаловирус (1 %),
  • менингит (9 %).

Логично предположить, что население, имеющее проблемы со слухом, подвергается высокому риску дополнительных нарушений. Поскольку, как известно, ранее упомянутые этиологии также связаны с неврологическими проблемами.

Инвалидность

Чаще всего у глухих или слабослышащих детей регистрируют следующие типы инвалидности: умственные недостатки и эмоциональные/поведенческие нарушения. Распространенность умственных расстройств, вызванных потерей слуха, составляет почти 8 %.

Сопутствующая эмоциональная/поведенческая инвалидность была наименьшей – 4 % случаев.

Учащиеся с сопутствующими эмоциональными/поведенческими нарушениями характеризуются проявлением неуместного, разрушительного, агрессивного поведения, которое мешает процессу обучения.

Ученики с потерей слуха и умственными недостатками характеризуются общей задержкой в развитии во всех областях. Также у них наблюдается ограниченные возможностями для решения проблем, снижение адаптивных или функциональных навыков. Дети, получившие инвалидность по потери слуха, как правило, имеют средний или выше среднего уровень интеллекта.

Они демонстрируют навыки и способности по-разному, показывая определенные недостатки в обучении, которые ограничивают их достижения. Им присуще нетипичное поведение.

Эти учащиеся не делают успехов в академическом отношении, по сравнению с документально подтвержденными параметрами концептуального обучения, которые обнаруживаются среди глухих или слабослышащих учеников.

Идентификация дополнительных проблем обучения у детей с ослабленным слухом – сложная и нелегкая задача. Часть трудностей возникает из-за того, что потеря слуха сама по себе создает проблемы с обучением, которые обычно приводят к задержкам в понимании языка и, как следствие, к задержке академических навыков.

Таким образом, выявление любых других факторов, может представлять собой сложные проблемы. Методы рациональной оценки с использованием междисциплинарных команд важны при выявлении дополнительных недостатков у глухих или слабослышащих детей.

Это особенно верно, если учесть, что характеристики, проявляемые учащимися с сопутствующими нарушениями, часто одинаковы.

Кто должен работать с детьми?

Постоянное отсутствие языкового обучения, умственные или эмоциональные недостатки, плохое поведение, трудности с координацией внимания и плохая усвояемость материала – это все относится к детям с нарушениями слуха.

К работе с такими ребятами обычно привлекают таких специалистов: школьных психологов, физиотерапевтов, аудиологов и необходимый медицинский персонал (медсестры, психиатры и т. д.).

Команда специалистов должна обеспечить тщательную интерпретацию результатов согласно рекомендациям и предложениям для образовательной программы.

Какие вопросы следует задать при принятии решения о том, следует ли направить ребенка для оценки уровня знаний?

Является ли ученик глухим или слабослышащим и прогрессирует ли потеря слуха? Это должен быть первый вопрос при рассмотрении оценки для учащегося с подобными проблемами.

Исследователи описали параметры изучения языка и академического прогресса, обычно наблюдаемого у глухих или слабослышащих людей.

Учитывая возможности изучения с помощью надлежащих и эффективных способов общения, учащийся с такой патологией, должен прогрессировать в ожидаемых моделях роста и достижениях. Если этого не происходит, следует задать вопросы о причинах.

Потеря данной способности приносит с собой многие проблемы, которые влияют на обучение слабослышащих детей. Однако сама по себе глухота не всегда сопровождается следующими проблемами:

  • дефицит внимания;
  • перцептуально-моторные трудности;
  • неспособностью пополнять словарный запас;
  • постоянные проблемы с памятью или последовательное поведение при отвлечении или эмоциональные факторы.

Если какой-либо из этих видов поведения характеризует учащегося, который является глухим или слабослышащим, необходимо выяснить возможные причины, вызвавшие подобные проблемы.

Каковы общие стратегии, используемые для оказания помощи слабослышащим детям?

Очень сложно определить общие стратегии для таких учащихся. Это, прежде всего потому, что каждый отдельный профиль обучения будет отличаться, в зависимости от количества и характера различных влияющих факторов.

По истечении некоторого времени, потраченного на поиски стратегий «исправления», профессионалы убеждены, что все учащиеся с потерей слуха должны иметь индивидуализированные подходы.

Специалистам в данной области действительно сложно сопоставить профиль обучения оценки с соответствующими образовательными стратегиями для решения выявленных проблем. В целом могут быть полезны некоторые стратегии.

Давайте их рассмотрим:

  1. Стратегии для детей с дополнительными проблемами в обучении, которые включают в себя серьезную нехватку словарного запаса и простое знание синтаксиса. Сюда же относится работа с использованием изображений и графических символов для поддержки речи окажется полезной.
  2. Обучение глухих детей более часто связано с обработкой или пониманием звука. Учащиеся с ограниченными возможностями получат пользу от многих устных методов реабилитации, используемых для улучшения навыков слушания. Методы поведения, которые включают четко определенные варианты, будут эффективными. Удовлетворение эмоциональных факторов с помощью образовательной программы и индивидуального или группового консультирования, когда это необходимо, также окажутся действенными.

Как повысить успеваемость в классе?

Стратегии, чтобы помочь повысить успеваемость в классе:

  1. Основной акцент должен быть на зрительном восприятии информации. Визуальное восприятие детьми с нарушением слуха означает создание конкретной идеи при первом введении учебного материала. Тогда у ребенка есть конкретное представление о том, что обсуждается в классе. Учитель может перейти к более абстрактным понятиям темы. Многим детям с ограниченными возможностями в процессе обучения трудно запоминать информацию. Учителя должны «сделать язык видимым», чтобы ученики, у которых есть проблемы со слухом, хорошо воспринимали материал. Когда преподаватели представляют информацию визуально, ученики с большей вероятностью лучше будут помнить учебную программу и уровень запоминания информации также улучшиться.
  2. Пополнение словарного запаса. Для того чтобы слабослышащие дети поняли новые слова, лексика должна быть представлена различными способами. Чем больше внимания уделяется этому, тем больше возможностей для запоминания и использования слов надлежащим образом. Чтобы ребенок запоминал информацию, она должна быть представлена в нескольких контекстах. Также ее стоит подавать различными наиболее практичными способами. Для изучения нового слова ребенок должен сначала изучить контекст, в котором оно используется. Как только запомнил это, учитель может начать использовать слово в разных ситуациях в течение дня. Дети с потерей слуха легче будут запоминать фразы, которые чаще всего используются в течение дня.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.