Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Содержание

Как научить ребёнка писать сочинения

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

На уроках детям могут рассказать о выделении темы, составлении плана, соблюдении композиции и так далее. Однако учителя ничего не скажут о самом главном — о том, как создать текст, обладающий художественной ценностью.

Многие же сложившиеся стихийно методики по совершенствованию таких навыков и вовсе неэффективны.

Так, например, в одном исследовании говорится, что исправления и примечания, которые оставляет учитель в сочинении при проверке, не достигают своей цели, учащиеся чаще всего просто игнорируют их.

Однако это не значит, что родители и учителя бессильны. На формирование писательских навыков влияют разные факторы, помня о которых вы вполне сможете помочь ребёнку найти свой творческий почерк.

1. Интерес

Это залог успеха не только в написании сочинений, но и в любой другой сфере деятельности. Если человек заинтересован в том, что он делает, навык придёт сам собой. Речь идёт не о меркантильном интересе, сам процесс деятельности должен расцениваться человеком как значимый и увлекательный.

Это подразумевает воспитание у ребёнка определённой системы ценностей, в которой творчество, самовыражение, интеллектуальный труд занимают главенствующие позиции.

Сочинение — это не просто изложение мыслей. Это результат творческой активности.

У ребёнка должен быть воспитан пиетет перед писательским искусством, великие литераторы должны быть для него образцами, заслуживающими уважения. И самое главное — он должен понимать, почему они заслуживают уважение. То есть он должен осознавать эстетическую ценность литературы, красоту языка.

Например, в исследованиях утверждается , что важно показать учащемуся, что одно длинное предложение звучит красивее нескольких коротких. Необходимо научить его комбинировать предложения, рассказать, какими средствами это может быть достигнуто. То же самое касается и других художественных аспектов языка.

2. Уважение к литературе

Для этого ребёнок, безусловно, должен читать. Но это не значит, что его нужно заставлять проглатывать всю школьную программу — так зачастую достигается только обратная цель. Многие ошибочно полагают, что чем больше человек читает, тем лучше он будет писать.

Это вовсе не так. Даже с точки зрения обогащения словарного запаса: чтобы новые слова вошли в активный лексикон, их нужно регулярно использовать.

Для обогащения активного лексикона намного эффективнее методика с предоставлением списка новых слов и заданием использовать их в сочинении.

Литература не должна читаться «потому что задали». Школьная программа рассчитана скорее на количественное потребление трудов классиков, а не на их качественное изучение.

Чтобы у человека появился интерес и понимание художественной ценности произведения, он не должен испытывать давление извне.

Намного эффективней был бы индивидуальный подход: выяснить, какой жанр нравится ребёнку, и делать упор в этом направлении.

Если, например, ему нравится фантастика, а на уроках проходят Пушкина, к которому у него совсем душа не лежит, правильней было бы открывать ему литературный мир исходя из его интересов.

Например, предлагая ребёнку классику научной фантастики вроде Гибсона или Лема, обсуждая проблематику, которая заложена в этих книгах, позволяя ему самостоятельно высказаться и подискутировать на интересные для него темы.

3. Мотивация размышлять

Это не значит, что про школьную программу нужно забыть: к ней также можно возбудить определённый интерес с помощью преподавательских методик.

У нас в школе все безумно любили литературу, потому что учитель всегда вела уроки не обращаясь к учебникам. Одному произведению она могла уделить чуть ли не целую четверть. Но зато разбирала его так, что в процесс обсуждения был вовлечён каждый.

Она высказывала точку зрения, которая шла вразрез с критическими «стандартами» и провоцировала нас на дискуссию.

Так, «Тома Сойера» нам приходилось читать как историю о взбалмошном хулигане, а роман «Анна Каренина» повествовал об истеричной девчонке, нуждавшейся в психологической помощи.

Домашние задания были соответственными: «Вы считаете, Андрей Болконский — духовно сложная личность, а не пресыщенный радостями аристократической жизни дармоед? Тогда читайте такую-то главу и попробуйте найти хоть какие-нибудь доказательства своей точки зрения. И не надо мне читать абзац про небо: небо мы все видели и знаем, какое оно».

Она высказывалась резко и безапелляционно, совсем не «по-школьному», но именно поэтому нам хотелось читать и раздумывать над прочитанным. Родитель сам может устроить подобную подготовку к урокам.

Есть стандартные шаги при написании сочинения:

  • выделение темы;
  • составление плана;
  • написание вступления с презентацией темы;
  • написание основной части сочинения;
  • заключение с выводами.

Это вполне логичная структура работы над любым сочинением, которая, по сути, отражает правильное и последовательное мышление. И учить ей надо, однако не от неё нужно отталкиваться. Заставляя ребёнка подражать сухим образцам, обуздывая его творческую энергию, заставляя его играть по чужим правилам, вы вряд ли сможете пробудить в нём интерес.

Эффективнее будет, если он получит полную свободу самовыражения и возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. А в процессе написания сочинения вы можете корректировать его или давать советы, как лучше организовать текст. Ребёнок освоит структуру, но сделает это на собственном опыте.

4. Подражание взрослым

В исследованиях утверждается, что полный мониторинг процесса написания сочинения, помощь учащемуся в режиме реального времени дадут лучшие результаты, чем распространённая методика — оставить ученика наедине с бумагой, а затем в готовый результат внести правки.

Вы хотите научить ребёнка мыслить и говорить как взрослый. Поверьте, он тоже хочет этому научиться.

Но чтобы это произошло, ваше мышление должно постоянно соприкасаться с его собственным.

Зачастую люди сначала идентифицируют себя с некоторым образом, а лишь после этого обретают его качества. Так, закончив с отличием художественную школу, человек думает: «Я талантливый художник». И лишь потом, через много лет практики, его картины начнут соответствовать званию, которым он одарил себя в молодости.

Каждый ребёнок хочет быть взрослым. И если вам удастся внушить ему, что быть взрослым — значит уметь нетривиально мыслить и красиво излагать свой ход мыслей, то и проявлять свою взрослость он начнёт соответствующим образом. Чтобы это могло произойти, сочинения изначально должны писаться вами вместе.

5. Постоянная практика

В общем-то, для того, чтобы научиться связно излагать свои мысли, достаточно одного этого пункта. Если человек что-то делает постоянно, у него это получается всё лучше и лучше. Даже при полном нежелании писать, но при жёстком надзоре за выполнением домашнего задания и благодаря постоянной практике ребёнок сможет справляться с сочинениями и получать хорошие оценки.

Только каковы смысл и цена такого подхода? Большинство людей, имевших в школе тройку по химии, наверняка ни разу в жизни не пожурили себя за детское разгильдяйство. Потому что не пригодилась бы им эта химия в любом случае.

Школьная оценка вовсе не является показателем жизненного успеха. Ни в коем случае не внушайте ребёнку обратное, иначе и в будущем он будет стремиться к искусственным, созданным кем-то другим целям, так и не найдя своей собственной творческой энергии.

Как научить ребенка писать сочинение

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Мир литературы знакомит детей с яркими героями, учит представлениям о добре и зле, развивает воображение. Каждая книга – новые впечатления и опыт. Но дети не только благодарные читатели, они и писатели.

Правильно излагать мысли на бумаге непросто. Поэтому писательскому мастерству нужно учиться со школьной скамьи.

Для этого в программе предусмотрены сочинения (по картине, вопросам, опорным словам, на литературные темы), изложения, миниатюры.

Способность красиво писать есть не у каждого. Но этому можно научиться. Чтобы школьные сочинения хорошо получались без помощи интернета и взрослых, ребенку придется потрудиться. Задача внимательных родителей – быть рядом на первых порах, помочь преодолеть возможные трудности и разбудить интерес к литературному творчеству.

Почему детям трудно писать сочинения?

Первые сочинения дети пишут во 2-3 классе. Выдавая задание, не каждый педагог способен объяснить, какими приемами и правилами нужно руководствоваться при его выполнении. Отсюда – первые стрессы и нежелание ребенка приступать к работе. Обычно за неумением писать сочинение кроются:

  • проблемы с фантазией;
  • слабое образное мышление;
  • незнание темы;
  • отсутствие представлений о четкой структуре текста.

Родителям не следует отворачиваться от просьб ребенка о помощи или писать работу за него. Важно быть рядом и разъяснить, как пишется сочинение. Освоив базовые навыки, в дальнейшем ребенок научится писать хорошие тексты. Чтобы они были грамотными, следует развивать фантазию, воображение, речь. В этом помогут хорошие книги, путешествия, новые впечатления.

Первое сочинение – вместе!

Сочинение – изложение собственных мыслей на заданную преподавателем тему. Оно демонстрирует знания в определенном вопросе, умение повествовать, описывать, высказывать личный взгляд последовательно, убедительно и грамотно.

Признак хорошей работы и умственной зрелости автора – четкая структура, правильный литературный язык, глубина содержания. Добиться этого на первых порах непросто. Именно поэтому младшие школьники нуждаются в помощи родителей.

Выбор темы и структуры повествования – первое, что следует обсудить с ребенком. Можно составить план-шпаргалку, где будут прописаны основные этапы работы над текстом:

  1. Заголовок – слова, которые отражают содержание работы в целом.
  2. Введение – знакомит с темой сочинения, подводит читателя к основной части. Можно начать текст со слов повествования «я хочу рассказать вам…», вопроса «знакомо ли вам…», определения «счастье – это…».
  3. Основная часть – раскрывает главную мысль произведения и состоит из нескольких тезисов. Все абзацы и предложения в тексте следует связать между собой с помощью слов «если бы», «поэтому» и других.
  4. Заключение – подведение итогов и выводы.

Работа с черновиком и бедным словарным запасом

Вначале необходимо набросать опорные ключевые фразы и выстроить их логически – это будет первоначальным планом. Затем придерживаясь этого плана и структуры сочинения, ребенок сможет написать текст в черновом варианте.

Теперь осталось проверить грамотность и переписать работу в чистовик. Во время проверки может возникнуть еще одна проблема – бедный словарный запас школьника.

Если это так, на этапе подготовки к работе нужно составлять красочные портреты героев или описания предметов, которые фигурируют в тексте.

Ребенка следует научить работать с черновиком, где он может играть с образами, выражениями, фразами. Обязательно использование орфографического словаря, который позволит найти синонимы, исправить ошибки.

Советы профессиональных педагогов

Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:

  • Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
  • Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.

Грамотная помощь родителей

Навыки работы над сочинением остаются с ребенком на всю жизнь. Развивая его литературные способности, родители должны помнить о следующем:

  • нельзя писать сочинения за школьника;
  • важно помогать ребенку в творческих поисках, если он об этом просит;
  • не следует разрешать переписывать чьи-то тексты;
  • необходимо стимулировать ученика больше читать, размышлять над книгами.

Не маловажным аспектом в формировании красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать об увиденном, услышанном, прочувствованном.

Поэтому просите ребенка рассказать о прочитанном произведении, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии, о путешествии.

Во время рассказа поправляйте, корректируйте ребенка, задавайте вопросы, уточняйте и со временем его речь будет более гладкой и правильной, а следовательно написание сочинений станет обычным, а потом и легким делом.

Воспитание грамотности и способности правильно излагать свое мнение – шаг к успешному будущему ребенка. Умение писать сочинения пригодится в школе, ВУЗе, поможет в карьере. Доверяя бумаге мысли и чувства, ребенок сможет развить уникальные личностные качества. Кто знает, возможно именно в его лице мир получит удачливого адвоката, хорошего беллетриста или талантливого писателя.

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: “Мама, помоги. Я не знаю, что писать”. Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: “Моя любимая книга”. Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный).

Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения “Мой путь в школу”. Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное.

Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д.

Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения “В деревне” в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — “бедная” лексика: повторы слов, “куцые” предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

СуществительныеПрилагательные (эпитеты, сравнения)ГлаголыСлова, выражающие ваше отношение, эмоции

Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения “Осенний лес”.

СуществительныеПрилагательные (эпитеты, сравнения)ГлаголыСлова, выражающие ваше отношение, эмоции
      3. Березки1. Осенний, грустный, яркий.2. РазноцветныеПестрый коверПохожи на монетки3. Тонкие, стройные1. Стоит, шумит2. Шуршат, трепещут на ветру.3. Стоят, покачивают головками.Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам “корявым” — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными.

Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки.

Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Как работать с критикой, статьями из интернета?

Самый распространенный вариант среди учеников — списать с критической статьи или просто скачать готовое сочинение из интернета. Делать этого ни в коем случае нельзя. Во-первых, опытный учитель сразу распознает плагиат. Во-вторых, в критических статьях мысли излагает взрослый человек. И стилистика его речи существенно отличается от стилистики речи ребенка.

Что делать? Использовать критические статьи, особенно при написании сочинений по литературе, конечно, можно и нужно. Только не стоит переписывать слово в слово. Попросите ребенка выразить основную мысль статьи своими словами.

То же самое и с готовыми сочинениями, которыми пестрит интернет. Можно подсмотреть структуру похожего сочинения, “позаимствовать” какой-то удачный оборот, понравившееся сравнение, эпитет. Но не переписывать!

Возможно, поначалу, когда ребенок начнет приносить в школу свои сочинения, оценки будут низкими, но вы на правильном пути: постепенно, учась на своих ошибках, анализируя их, ребенок научится писать сочинения. И что лучше: своя честно заработанная «тройка» или «четверка» / «пятерка» за сочинение, написанное мамой или списанное из интернета?

Сочинение по картине

  1. Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.

Например, “И. Грабарь — великий русский художник. В картинах он удивительно точно и очень своеобразно живописал русскую природу.

  1. В основной части должны присутствовать три пункта:
  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

      3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему. 

Сочинение — миниатюра

Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема “Как я провел каникулы”. Тезис: “Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно” Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

Сочинение-рассуждение

Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.

  • Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
  • В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
  • В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.

Сочинение по литературе

Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Базарова, не прочитав роман “Отцы и дети”.

Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.

1) Во вступлении обозначают тему сочинения.

2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, как эта тема раскрыта в произведении, в творчестве. Например, “Любовная лирика А. Пушкина”. Можно подобрать 3-4 стихотворения, в которых поэт по-разному описывает чувство любви.

Обратить внимание на годы создания этих стихотворений и связать их с фактами из биографии. Допустим, в юности для поэта характерно восторженное отношение к женщине (пример стихотворения). В зрелые годы — период разочарования, тоски (пример стихотворения).

После женитьбы — ревность, обида (пример стихотворения).

3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.

В заключении хотелось напомнить родителям, что ваш ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи. На нашем сайте вы можете подобрать список литературы для ребенка, исходя из его возраста и интересов.

Смотрите также: Как научить писать сочинения: рекомендации для учителей.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Как научить ребёнка писать сочинения: несколько обязательных правил

Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы

В сентябре школьники обычно «раскачиваются», а не учатся и тем более не готовятся к проверочным в конце года. Наш блогер, автор учебников русского языка Екатерина Бунеева, рассказывает, почему к аттестации и экзаменам надо начинать готовиться в сентябре, как написать хорошее сочинение и для чего учить детей редактуре.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Если в конце учебного года или в будущем вашему ребёнку предстоит сдавать аттестацию или выпускные экзамены, очень важно сейчас, в сентябре, определиться, на что обратить особое внимание. Как у вас с сочинениями по русскому языку и литературе?

Не секрет, что многие старшеклассники не могут сформулировать основную мысль своего сочинения, привести аргументы, построить текст.

Я совершенно уверена: если человек владеет универсальным алгоритмом создания текста и чётко ему следует, то ему не составит труда написать текст в соответствии с любыми требованиями.

Именно этим базовым умениям и нужно учить прежде всего. Чем раньше начнём, тем лучше, можно уже в третьем-четвёртом классе.

Несколько обязательных правил:

1. Создавая текст, ребёнок должен прежде всего подумать о читателе: кому, зачем и что именно он хочет сообщить. Хорошо бы задуматься, как сделать так, чтобы текст захотелось читать, чтобы он стал интересен другим и тебе самому. Вот почему читающие дети пишут лучше: они умеют вести диалог с автором текста, вычитывать разные уровни текстовой информации.

2. Сразу написать хороший текст невозможно, необходим черновик и тщательная работа в несколько этапов. Прежде всего нужно сформулировать основную мысль будущего сочинения, записать её. Затем выстраивать сам текст так, чтобы он привёл читателя к этой мысли.

3. Чтобы выстроить текст, обязательно нужен рабочий план хотя бы в виде набора тезисов, пронумерованных по итогам размышлений и сбора материала. Если ребёнок не понимает, что такое план, зачем он нужен и как его составлять, он не сможет логически построить письменное высказывание (собственно, как и устное тоже).

4. У автора должно быть чёткое представление об основных типах речи и о том, как строится текст: повествование, текст-описание и текст-рассуждение. Соединять разные типы речи в одном тексте нужно осмысленно.

5. Чтобы было, о чём писать, нужен пусть совсем небольшой, но собственный жизненный опыт.

Совершенно необходим опыт читательский и зрительский! Занимаясь с детьми, я много раз наблюдала, как отсутствие этого опыта тормозит процесс: дети действительно не находят, о чём писать, им не на что опереться, негде найти примеры, чтобы подтвердить аргументы, они не могут анализировать и делать выводы.

6. Когда текст создан и записан на черновике, его нужно внимательно прочитать и отредактировать.

Прежде чем учить ребёнка редактировать текст, его стоит познакомить с классификацией ошибок в содержании (фактические, логические и прочие) и в речи (неправильное или неточное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости, неоправданное повторение одного и того же слова или однокоренных слов в одном предложении или в нескольких рядом стоящих предложениях, стилистический разнобой и прочее).

Мои наблюдения в процессе чтения сочинений привели к такому неутешительному открытию: речь детей заражена канцеляритом. Вот несколько примеров из работ 10–12-летних авторов (в скобках предлагаю отредактированный вариант):

«У нас имеется отличная возможность отдохнуть». (Мы можем отлично отдохнуть.)

«А вместе нам было интересно посещать такие заведения, как театр оперы и балета, музеи…» (А вместе было так интересно ходить в музеи, в театр оперы и балета.)

«Мне очень понравилось пребывание на национальном празднике, а по завершении празднования нам вручили дипломы». (Мне очень понравилось участвовать в национальном празднике, а в конце ещё и получить диплом!)

«В уютном, тёплом времяпрепровождении дома пролетел месяц». (Дома было так хорошо, тепло и уютно, что месяц незаметно пролетел.)

«На сегодняшний день у меня много друзей». (Вот это «на сегодняшний день» встречаю в каждом втором сочинении! Насколько проще и легче так: «Сейчас у меня много друзей».)

Что делать?

Сформулировать главную мысль (а точнее, основные смыслы текста) —проблема серьёзная, но решаемая.

Научить писать сочинения (создавать любые тексты) можно, следуя грамотной методике:

  • сначала дать универсальный алгоритм создания любого текста и помочь ему следовать;
  • научить редактировать текст и показать необходимость тщательной работы с письменным текстом;
  • обязательно учить читать и понимать текст, если ребёнок нечитающий.

И уже потом учить, как следовать экзаменационным требованиям.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock (Olga Rolenko)

Метод работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вкупе с ребенком попытайтесь обозначить главную идея: о чем будет его сочинение? Какой конкретно вариант либо событие он будет обрисовывать? Какое настроение он желает передать?

К примеру, тема: «Моя возлюбленная книжка». Тут не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он избрал конкретно эту книжку? (приглянулся основной герой, поэтому что он смелый, хороший, отважный).

Что конкретно завлекло в рассказе? (невзирая на все трудности, герой отыскал внутри себя силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) вызывает эта книжка? (удовлетворенность, поэтому что все завершилось благополучно).

2. Соберите материал. К примеру, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок раз в день делает этот путь. Но утром вы обычно торопитесь, потому восприятие пути остается как нечто поспешное, кислое и не постоянно удовлетворенное.

Что созодать? Собираетесь и совершаете прогулку по обычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: прекрасная, раскидистая береза, смешная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д.

Попытайтесь обрисовать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, суровый мужик — очевидно торопится на работу.

Если трудно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои воспоминания.

Совет: Естественно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите рисунки по теме, пересмотрите свои фото, вспомяните и поведайте о собственных поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически поочередного изложения мыслей, потому он просто нужен. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все бывалые журналисты пишут план статьи, до этого чем начать писать ее. Естественно, позже можно отойти от плана, но поначалу его необходимо написать.

Что непременно обязано отразиться в плане сочинения?

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана данная тема, о чем будет сочинение. В главный части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится результат размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Любой вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) подразумевает свое наполнение этих пт. О этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Основной недостаток всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтоб этого не вышло, необходимо заблаговременно подобрать слова, которые будут обрисовывать предметы, явления и ваши воспоминания.

Самое комфортное — заполнить таблицу:

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сопоставления)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений)

Источник: http://pedsovet.su/rus/6022_kak_nauchit_pisat_sochinenie_roditelyam

Как обучить малыша писать сочинение

Мир литературы знакомит деток с колоритными героями, учит представлениям о добре и зле, развивает воображение. Любая книжка — новейшие воспоминания и опыт. Но детки не только лишь признательные читатели, они и писатели.

Верно излагать мысли на бумаге тяжело. Потому писательскому мастерству необходимо обучаться со школьной скамьи.

Для этого в программке предусмотрены сочинения (по картине, вопросцам, опорным словам, на литературные темы), изложения, миниатюры.

Способность прекрасно писать есть не у всякого. Но этому можно научиться. Чтоб школьные сочинения отлично выходили без помощи веба и взрослых, ребенку придется потрудиться. Задачка внимательных родителей — быть рядом на первых порах, посодействовать преодолеть вероятные трудности и разбудить энтузиазм к литературному творчеству.

Почему детям тяжело писать сочинения?

1-ые сочинения детки пишут во 2-3 классе. Выдавая задание, не любой преподаватель способен разъяснить, какими приемами и правилами необходимо управляться при его выполнении. Отсюда — 1-ые стрессы и нежелание малыша приступать к работе. Обычно за неумением писать сочинение кроются:

  • трудности с фантазией;
  • слабенькое образное мышление;
  • неведение темы;
  • отсутствие представлений о точной структуре текста.

Родителям не следует отворачиваться от просьб малыша о помощи либо писать работу за него. Принципиально быть рядом и объяснить, как пишется сочинение. Освоив базисные способности, в предстоящем ребенок научится писать отличные тексты. Чтоб они были грамотными, следует развивать фантазию, воображение, речь. В этом посодействуют отличные книжки, путешествия, новейшие воспоминания.

1-ое сочинение — вкупе!

Сочинение — изложение собственных мыслей на заданную педагогом тему. Оно показывает познания в определенном вопросце, умение повествовать, обрисовывать, высказывать личный взор поочередно, внушительно и хорошо.

Признак неплохой работы и интеллектуальной зрелости создателя — точная структура, верный литературный язык, глубина содержания. Достигнуть этого на первых порах тяжело. Конкретно потому младшие школьники нуждаются в помощи родителей.

Выбор темы и структуры повествования — 1-ое, что следует обсудить с ребенком. Можно составить план-шпаргалку, где будут прописаны главные этапы работы над текстом:

  1. Заголовок— слова, которые отражают содержание работы в целом.
  2. Введение— знакомит с темой сочинения, подводит читателя к главный части. Можно начать текст со слов повествования «я желаю поведать для вас…», вопросца «знакомо ли для вас…», определения «счастье — это…».
  3. Основная часть — открывает главную идея произведения и состоит из нескольких тезисов. Все абзацы и предложения в тексте следует связать меж собой при помощи слов «если б», «потому» и остальных.
  4. Заключение — подведение итогов и выводы.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.