Психопрофилактическая подготовка к родам

Содержание

Физическая и психопрофилактическая подготовка к родам

Психопрофилактическая подготовка к родам

Что означает – подготовка к родам? И как осуществлять эту самую подготовку к родам?

Психопрофилактическая подготовка к родам

Упражнения для подготовки к родам

Беременность и спорт

Большей частью женщины, особенно те из них, кто ждёт ребёнка впервые, воспринимают своё состояние исключительно как период, в течение которого они вынашивают беременность. Однако это время необходимо ещё и для того, чтобы хорошо подготовиться к очень важной, завершающей этот период стадии – родам.

Что означает – подготовка к родам? И как осуществлять эту самую подготовку к родам?

Конечно, вы можете возразить: в организме женщины происходят изменения, не подвластные её воле. И ребёнок, и тело женщины независимо от её желания готовятся к родам, которые затем происходят также самопроизвольно.

Но, согласитесь, такое отношение к ним как к чему-то неуправляемому, стихийному почти всегда становится причиной страха. К тому же женщины, как правило, уверены в опасности и чрезвычайной болезненности родов.

Боязнь возникает ещё и потому, что беременная часто и представления не имеет о тех процессах, которые происходят в ней во время родов. А страх – всегда плохой помощник.

Если женщина, испугавшись родовой боли, начинает кричать, делать лишние движения, напрягаться, у неё повышается тонус мышц нижнего отдела матки. А значит, и медленнее раскрывается шейка матки, а это затягивает роды, делает каждую схватку более болезненной.

Очевидно, что необходима подготовка к родам шейки матки и нужно заранее избавиться от боязни. Для этого следует приобрести уверенность в своих силах, благополучном исходе родов. Поэтому мы и поговорим о том, как подготовиться к родам.

Психопрофилактическая подготовка к родам

Ещё в 20-30-е годы ХХ века были предприняты попытки предотвратить возникновение порочного круга в развитии болевых ощущений: страх – напряжение – боль – ещё больший страх – увеличение напряжения – усиление боли.

Или, по крайней мере, ослабить боли во время схваток. Работы, прежде всего, отечественных учёных, медиков Франции и Великобритании позволили разработать систему психопрофилактической подготовки к родам беременных.

Суть этой системы заключается в следующем. Беременная получает знания о том, что происходит в её организме в каждом периоде родов, при каждой схватке, каждой потуге. И у неё исчезает страх перед неизвестным. Ей становится понятным то, почему во время родов нужно вести себя так, а не иначе.

Женщина учится правильно дышать во время схваток и при потугах. Она осваивает приёмы аутотренинга, самомассажа и обезболивания схваток. Когда будущая мать приобретёт все необходимые знания и навыки, она сумеет контролировать, а значит, облегчить роды.

И они из стихийного превратятся в управляемый процесс.

По статическим данным, около 35% женщин, прошедших психопрофилактическую подготовку к родам, могут рожать безболезненно. У остальных 65% болевые ощущения значительно снижены, и они способны контролировать своё поведение во время схваток.

Упражнения для подготовки к родам

Роды требуют от будущей мамы больших затрат физических сил. Да и само вынашивание беременности из-за возрастания массы тела и изменений центра его тяжести приводит к увеличению нагрузки на связки, мышцы таза и живота, длинные мышцы спины. А эти мышцы у женщин, как правило, не разработаны. Поэтому в подготовку к родам входят и комплексы физических упражнений.

Эти упражнения для подготовки к родам позволяют постепенно, без напряжения, укрепить мышцы и связки, устранить неприятные ощущения и боли по сторонам живота, обусловленные растяжением связок, боли в пояснице – из-за возросшей нагрузки на поясничный отдел позвоночника, предотвратить уплощение стопы и развитие плоскостопия.

И, конечно же, тренируют те же группы мышц, которые принимают активное участие в родах.

Все эти «дисциплины» женщина может усвоить, посещая с 15-16-й недели беременности школу матерей в консультации, где занятия проводит акушер-гинеколог. Если беременная по тем или иным причинам не будет посещать занятия, она может выполнять упражнения для подготовки к родам самостоятельно.

Беременность и спорт

Нередко женщины, которые до беременности занимались каким-либо из видов спорта – плаванием, конькобежным или лыжным, обращаются к участковому гинекологу с вопросом: можно ли им продолжать занятия? Обычно врач разрешает им заниматься спортом в первые месяцы беременности, но с небольшими нагрузками. И эти рекомендации врача необходимо выполнять, поскольку любое физическое напряжение вызывает приток артериальной крови к работающим мышцам, плод недополучает при этом «полагающиеся» ему питательные вещества и кислород. Он вынужден приспосабливаться к неблагоприятной ситуации.

Малыш начинает активно двигаться, у него чаще бьется сердечко, быстрее бежит кровь по сосудам, и в итоге он получает всё, что ему нужно. Однако не следует забывать о том, что адаптационные возможности плода ограничены.

Если во время занятий матери спортом условия внутриутробной жизни изменяются в физиологических пределах и плод может приспособиться к новым обстоятельствам, то всё в порядке. Считайте, что ваш малыш тренируется вместе с вами и это ему идёт на пользу.

Но когда напряжение матери оборачивается непосильными нагрузками для плода, это не может не повредить ему.

Поэтому в занятиях спортом беременным важно не переусердствовать. Вам следует, с одной стороны, прислушиваться к своим ощущениям – разминка должна быть вам приятна, а с другой – не забывать советоваться с врачом. Из всех видов спорта исключение делается только для плавания – им можно заниматься в течение всей беременности, но не спеша, в чистой и достаточно тёплой воде.

Подготовка беременных к родам, групповые занятия

Психопрофилактическая подготовка к родам

Одним из важных элементов ведения беременных является физио-психопрофилактическая подготовка к родам, включающая комплекс психопро­филактических, психотерапевтических и физических мероприятий.

Основными задачами психофизической подготовки беременных к родам являются: выработка у женщин сознательного отношения к бере­менности и восприятия родов как физиологического процесса; создание благоприятного эмоционального фона и уверенности в нормальном течении беременности и родов; формирование у беременных умения мобилизовать свою волю для преодоления страха перед родами.

При первом посещении беременной врача важно выяснить характерологические особенности женщины, ее эмоциональные и волевые качества, отношение к беременности, характер взаимоотношений в семье, наличие психических травм, уточнить представление беременной о родах, обоснованность страха перед ними, боязнь боли. В том случае если выявляются какие-либо психологические проб­лемы, то при необходимости пациентка может быть направлена на консультацию к психологу или к врачу-психо­терапевту.

Отношение женщины к беременности и к родам формируется под влиянием различных факторов, включая социальные, морально-этические, экономические и др., и зависит от особенностей личности женщины.

Наряду с индивидуальной психопрофилактической работой, которую врач должен проводить при каждом посещении беременной, целесообразным является проведение групповых занятий по психопрофилактической подготовке к родам с началом доро­дового отпуска.

Для проведения таких занятий формируются группы по 6-8 человек с учетом психо-эмоционального статуса пациенток.

Так, например, целесообразно формировать отдельные группы из социально-активных женщины, у которых с наступлением беременности может отмечаться бо­лее выраженная психическая неустойчивость в связи с лишением их привычных активных социальных позиций.

Другую группу могут составить женщины, привыкшие к опеке в семье, и поэтому плохо подготов­ленные к материнству. Подобные однородные группы могут составить матери-одиночки, беременные после перенесенных травм или стресса, беременные с большим числом искусствен­ных абортов в анамнезе. Следует также принимать во внимание, что в тщательной психофизической подготовке нуждаются беременные с высоким риском возможных осложнений при беременности и в родах, а также женщины с низким порогом болевой чувствительности.

В группе, беременных с однородными психо-эмоциональным особенностям, легче создается атмосфера взаимного доверия, чувства внутренней свободы и раскованности, что позволяет более эффективно формировать установки правильного поведения во время беременности и в ро­дах.

Занятия следует начинать с 33-34 недель беременности , проводить их еженедельно в течение месяца. Таких занятий, соответственно будет 4. Про­должительность каждого из них должна составлять 25-30 минут, кроме самого первого, которое может продолжаться около I часа.

Первое занятие

Первое занятие обычно состоит из двух частей: вводной и основной. В вводной части разъясняются возможности обу­чения беременных управлять своей волей и активностью в родах.

Одной из форм такого обучения является аутогенная тре­нировка, так как с ее помощью можно эффективно мобилизовать энергию женщины в родах и ос­лабить болевые ощущения.

Для этого используются методы аутогенной тренировки, которая позволяет научиться осознанно управлять некоторыми функциями организма путем волевого воздействия на них.

Снятию психо-эмоционального напряжения способствует также самомассаж определенных биологически активных точек, которому обучаются беременные.

Точечный самомассаж при регулярных занятиях обладает общеукрепляющим и оздоравливающимим воздействием, что оказывает благоприятное влияние на течении беременности, и способствует поддержанию высокого нсихо-змоционалъного и физического тонуса пациентки.

Кроме того, применение элементов пальцевого самомассажа в родах способст­вует уменьшению родовой боли, нормализации схваток и мобили­зации волевых усилий.

В основной части первого занятия пациенткам сообщаются краткие сведения об анатоми­ческом строении женских половых органов, особенностях развития плода, течении беременности и родов. Важно обратить внимание беременной на то, что роды представляют собой естественный физиологический процесс.

Следует проинформировать пациентку о том, как правильно распределять свои силы в родах и об особенностях физического напряжения в зависимости от пе­риодов родов.

Следует убедить беременных в необхо­димости спокойного поведения в родах, в выполнении указаний медицинского персонала, обра­тить внимание на необходимость регулярного мочеиспускания для правильного течения родов.

Далее беременным предлагаются занятия по обучению аутотренингу и точечному самомассажу .

В конце всего занятия дается возможность еще раз про­анализировать все свои ощущения после аутотренинга и само­массажа, добиться ощущения максимального отдыха и покоя.

Для объективного контроля за состоянием беременной регистрируют показатели пульса до, и после за­нятия.

Для закрепления полученных навыков беременным реко­мендуется ежедневно повторять занятия дома, продолжитель­ность 7-10 минут.

Второе занятие

На втором занятии беременных знакомят с характером течения I периода родов, что сопровождается соответствующими иллюстрациями. Пациенткам излагают механизм схваток, которые приводят к постепенному раскрытию шейки матки. Разъясняют длительность и чередование схваток, интервал между ними.

Беременные должны узнать, что болезненность схваток восприни­мается по-разному в зависимости от порога боле­вой чувствительности.

В некоторых случаях схватки ощущаются, как неболь­шие напряжения матки, в других случаях – как более сильные боле­вые ощущения. При этом пациенток обучают ряду приемов для уменьшения болезненности схваток. Этому, например, помогает регуляция дыхания.

При этом предпочтение отдается диафрагмальному дыханию, позволяющему наиболее полно исполь­зовать жизненную емкость легких.

Одновременно с дыханием во время схваток должен осуществ­ляться контроль за мышцами. Следует принимать во внимание, что мышечное напряжение вызывает только напрасную трату сил, и поэтому в момент схватки не следует напрягаться, а надо оставаться в расслабленном сос­тоянии.

Но это расслабление не пассивное, а активный созна­тельный процесс, требующий концентрированного внимания. Между схватками роженица должна применять приемы последовательного расслабления мышц под собственным контролем, начинал с мышц лица и заканчивая мышцами нижних конечностей.

Вне схваток роженице следует контролировать дыхание, которое должно быть диафрагмально-грудным и ритмичным.

Далее беременных обучают сочетанию дыхательной гимнастики с самомассажем биологических точек, оказывавшим болеутоляющий эффект во время схваток. Занятие заканчивается упражнением, направленным на релаксацию.

Третье занятие

На третьем занятии беременных знакомят с течением II и III периодов родов. При этом пациенток необходимо проинформировать, что период изгнания требует максимальной отдачи физических сил роженицы.

Пациенткам важно объяснить значение наиболее оптимальной позы во время потуг и еще раз обратить их внимание на технику дыхания, мышеч­ного напряжения при потугах и умение расслабляться между ни­ми.

После каждой потуги следует все внимание сосредоточить на полной релаксации и отдыхе.

Женщинам нужно объяснить, что во время потуг может быть отхождение кала, мочи, газов, и это не должно травмиро­вать роженицу, так как является для всех естественным и привычным актом. Необходимо убедить пациенток, что они должны выполнять все команды акушерки, принимающей роды, что будет способст­вовать бережному рождению ребенка.

На этом занятии с беременными отрабатываются элементы аутотренинга, облегчающие период изгнания. При этом обращают внимание на необходимо че­редования мышечного напряжения в момент потуги и полного расслабления между ними. Если возникает необходимость временно сдержать потуги, то дыхание должно быть частым и поверхностным.

Пациенток также кратко информируют о характере течения последового и раннего послеродового периода. При этом демонстрируют точки самомассажа, способстующие профилактике нарушений сокращения матки и уменьшения молока в послеродовом периоде .

Четвертое занятие

На четвертом занятии повторяется кратко весь курс предыдущих занятий, и закрепляются приобретенные навыки и приемы, полезные в родах.

Занятия по психопрофилактической подготовке к родам целесообразно пройти всем беременным. В особо тщательной пси­хопрофилактической подготовке нуждаются беременные с пси­хологическими проблемами.

В отношении этой группы необходимо добиваться глубокого освоения ими методов психической подготовки к родам.

Для определения эффективности проведенного цикла занятий по психопрофилактике можно использовать некоторые психоло­гические тесты, применяя их у беременных в начале каждого занятия и после его окончания, или в начале первого заня­тия и после окончания последнего.

Психическую подготовку беременных к родам следует сочетать с физическими упражнениями.

Систематические заня­тия гимнастикой при беременности оптимизируют функциональное состояние жизненно важных органов и систем, повышают защитные силы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам в предстоящих родах.

Занятия гимнастикой

Занятия гимнастикой проводятся через день или ежедневно в группе или индивидуально под контролем специально обученного медицинского персонала.

Беременные после первичного обследования врачом акушером-гинекологом и терапевтом направляются на занятия физкультурой с указанием срока беременности и состояния здоровья. Группы формируются по 8-10 человек с учетом сроков беременности.

При подборе гимнастических упражнений учитывается воз­раст женщины и особенности ее телосложения.

Использование комплекса гимнастических упражнений , предназначенных для беременных, предусматривает последовательное включение и тренировку мышечных групп и функциональных систем организ­ма женщины, принимающих активное участие в процессе родов. Все физические упражнения делятся на 3 комплекса соответст­венно для сроков беременности до 16 недель, от 17 до 32 не­дель, от 32 до 40 недель.

Занятия гимнастикой в первые 16 недель предусматривают обучение навыкам правильного дыхания, произвольному напряжению и расслаблению мускулатуры, постепенной адаптации сердечно­-сосудистой системы к физическим упражнениям. В комплекс включаются упражнения для тренировки мышц рук, ног, корпу­са, брюшного и грудного дыхания.

С 17 по 32 недели особое внимание уделяется упраж­нениям, натравленным на укрепление мышц брюшного пресса и спины, которые испытывают повышенную нагрузку из-за смещения центра тяжести, а также мышцы стопы, в связи с возможным ее уплощением и плоскостопием.

Используются движения, способст­вующие увеличению гибкости и пластичности позвоночника и тазовых сочленений, при этом многие упражнения выполняются с гимнастической палкой.

В период максимальной нагрузки на сердце, в сроки 28-32 недели , целесообразно уменьшить общую физическую нагрузку за счет сокращения повторения упражнений и введения большого количества дыхательных упраж­нений. Широко используются движения для укрепления мышц ног с целью профилактики венозного застоя в нижних конечнос­тях.

В 32-40 недель особое значение придается развитию и закреплению навыков, имеющих важное значение во время родов, включая напряжение и расслабление мышц брюшной стенки и та­зового дна, тренировку дыхания с задержкой вдоха и выдоха и последующим расслаблением мышц.

Гимнастическим упражнениям предшест­вует 15-минутный отдых в положении сидя. Такой отдых осо­бенно полезен беременным, посещающим занятия физкультурой после работы, так как организм в это время приходит в сос­тояние эмоционального покоя. Гимнастика продолжается 20-25 минут в медленном темпе.

В процессе проведения занятий осуществляется контроль за частотой пульса, дыхания, величиной артериального давления. После неко­торого обучения женщины самостоятельно контролируют вышеуказан­ные физиологические параметры.

Занятия проводятся в утрен­ние и дополнительно в вечерние часы для работающих беременных.

Если по каким-либо причинам беременная не может по­сещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гим­настических упражнений соответственно сроку беременности, после чего под контролем инструктора через каждые 10-12 дней, она выполняет гимнастические упражнения в домашних условиях.

Физкультура противопоказана беременным с острыми или часто обостряющимися и некомпенсированными формами заболеваний, с привыч­ными выкидышами в анамнезе, при кровотечении во время беременности.

Запись к специалистам по телефону единого колл-центра: +7(495)636-29-46 (м. “Щукинская” и “Улица 1905 года”). Вы можете также записаться к врачу на нашем сайте, мы Вам перезвоним!

Психопрофилактическая подготовка к родам: полезные советы и рекомендации специалистов

Психопрофилактическая подготовка к родам

Практика показывает, что психопрофилактическая подготовка к родам имеет большое значение абсолютно для всех будущих мам, независимо от того, какая по счету у них беременность. Сегодня ее осуществляют во всех перинатальных центрах и в частных школах будущих мам. Рассмотрим ее основные особенности, а также главные направления проведения.

Суть подготовки

Прежде чем рассматривать основные направления данной подготовки, надо определить ее суть.

Практика показывает, что независимо от того, какой по счету является протекающая беременность, все женщины с опаской ожидают момента появления малыша на свет.

В связи с этим они испытывают массу волнений, которые порой перерастают в настоящие страхи и сложные переживания.

В особенности это характерно для первородящих женщин, которые ранее не испытывали схваток и ожидают момента их наступления, мысленно подготавливаясь к адским мукам, о которых рассказывали их подруги и знакомые.

Основная роль акушерки в психопрофилактической подготовке к родам заключается в выведении женщины из состояния страха и погружении ее в полную расслабленность. Она должна ожидать предстоящий процесс появления ребенка на свет только с положительными эмоциями.

Неотъемлемым элементом психопрофилактической подготовки к родам беременных женщин является посещение занятий, проходящих в школах будущих мам.

На таких занятиях проводятся лекции, которые непременно помогут подготовиться к процессу появления ребенка на свет.

На них рассказывается о том, какое внутреннее психологическое состояние нужно развить в себе, отправляясь на роды, а также описывается, как непосредственно происходит процесс деторождения.

После прохождения теоретического курса будущих мам, как правило, распределяют на несколько групп, а затем начинают предоставлять им всю необходимую информацию дозированно и так, чтобы она максимально хорошо усвоилась.

Рассмотрим далее особенности уроков, проходящих в таких группах.

Первое занятие. Введение в курс

На первом занятии, посещенном в рамках прохождения психопрофилактической подготовки к родам, происходит знакомство женщины со строением половых органов, а также основами физиологического развития плода. В это же время, как правило, происходит объяснение природы болей во время схваток.

В число целей обучения, поставленных на первом занятии, входит создание необходимого настроя беременной на предстоящие роды, а также объяснение, как мобилизовать собственную волю. Для того чтобы достигнуть поставленных целей, с женщиной проводятся специальные занятия, которые называются аутогенными тренировками.

Во время первого занятия беременную женщину обучают тонкостям точечного самомассажа: эти элементы она должна будет применить во время протекания схваток для того, чтобы снизить уровень болезненных ощущений.

Второе занятие. Разъяснение особенностей процесса родов

Во время проведения второго занятия происходит наиболее детальное ознакомление с механизмом схваток. В это время в рамках проведения психопрофилактической подготовки к родам женщину обучают ведению подсчета продолжительности спазматических сокращений и пауз, наблюдаемых между ними.

На данном этапе основной задачей акушеров является донесение до будущей мамы информации о том, что у всех женщин болезненность схваток характеризуется по-разному, а для того чтобы облегчить их, можно использовать разные техники дыхания, а также контролирования мышц (им также обучают).

Третье занятие. Моральная подготовка

Неотъемлемым этапом прохождения программы психопрофилактической подготовки к родам является изучение таких понятий, как потуги и схватки.

В соответствии с прописанной программой, на третьем занятии будущих мам учат контролю процесса потуг при помощи осуществления специальных дыхательных упражнений.

Также в это время женщинам предлагается освоить методики расслабления, которые будут уместными между потугами.

Следует отметить, что во время потуг рожениц, как правило, ожидают такие неприятные моменты, как непроизвольное мочеиспускание, отхождение газов или даже кала – к этому также морально подготавливают.

На третьем занятии также объясняют и то, что именно во время потуг роженице необходимо четко следовать всем рекомендациям врача-акушера, и доносят до осознания то, что четкое и правильное исполнение всех команд является залогом успешного исхода всего процесса.

Что происходит накануне родов

Немаловажным элементом психопрофилактической подготовки к родам является правильное прохождение последнего этапа подготовки к предстоящему процессу деторождения. Следует отметить, что данный период является наиболее сложным для будущей мамы.

Как показывает практика, в это время будущая роженица уходит в себя и больше занимается домашними делами.

В это время ей приходится прислушиваться к каждому движению внутри живота, при ощущении которых она все чаще поддается страхам по поводу предстоящего процесса.

В большинстве рекомендаций акушеры-гинекологи отмечают, что за день до родов малыш как бы замирает: его не слышно, он не толкается, а боли куда-то исчезают.

Они отмечают, что этот момент дается женщине природой для того, чтобы морально и физически она сумела настроиться на предстоящее родоразрешение.

Отмечается, что далее ощущения сменяются тошнотой, недомоганием и полным отсутствием аппетита, а перед началом схваток, как правило, наблюдается лихорадка и активное потоотделение.

Процедуры перед родоразрешением

Непосредственно перед процессом родоразрешения женщина должна пройти обязательный осмотр у гинеколога, а для создания правильного морального настроя осуществляется проведение беседы.

Психопрофилактическая подготовка к родам, проводимая на данном этапе, включает в себя осуществление определенных манипуляций, которые в некоторой степени сумеют облегчить процесс. Женщину успокаивают и настраивают на то, что если следовать инструкциям врача, процесс пройдет гладко, менее болезненно и без осложнений.

Основные методы психопрофилактической подготовки к родам

Современная практика показывает, что существует целый ряд методик осуществления профилактической и психологической подготовки к предстоящему процессу рождения на свет новой жизни. К их числу относятся:

  • занятия аутотренингом;
  • общение с близкими друзьями, родственниками или любимым человеком;
  • отвлечение на приятные моменты;
  • изучение техник борьбы со страхами;
  • занятие любимым делом.

Немаловажным элементом на этапе подготовки к родам и в процессе рождения ребенка является поддержка любимого человека. Многие акушеры рекомендуют посещать школы материнства вместе с будущим отцом малыша: там он также сумеет освоить некоторые методики борьбы со страхами для того, чтобы в нужную минуту не потерять самообладание и суметь поддержать женщину.

Супруг также может обучиться целому ряду обезболивающих техник для того, чтобы в нужный момент помочь их исполнением на деле.

Специалисты в области гинекологии нередко отмечают, что партнерские роды, которые стали довольно популярными в последнее время, настраивают роженицу на нужный лад, а также помогают отвлечься от происходящего, обращая ее внимание на положительные эмоции.

Из числа наиболее популярных современных методик проведения подготовки к предстоящим родам следует выделить три основные:

  • метод Ламаза, который основывается на медитации, в рамках которой будущая мама должна моделировать процесс рождения ребенка;
  • метод Николаева, предусматривающий перестроение сознания беременной женщины так, чтобы процесс рождения ребенка воспринимался как основная физиологическая составляющая;
  • метод Вельвовского, основанный на особенном образе общения акушера с роженицей, в ходе которого создается правильное взаимодействие между корой мозга и отдельными подкорковыми структурами.

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам

Психопрофилактическая подготовка к родам

И.З. Вельвовским и А.П. Николаевым, а за рубежом её активно пропагандирует Ламазе как «русский метод». Онавключает 5−6 бесед, которые проводит врач и комплекс гимнастических упражнений.

Все изменения, происходящие в организме женщины в период беременности, имеют конечной целью подготовку к родовому стрессу и кровопотере, а также периоду лактации. В связи с этим крайне необходимо с первых недель беременности посещать соответствующие занятия, которые проводят в условиях женской консультации.

Физио-психопрофилактическая подготовка включает:

● индивидуальные беседы и лекции; ● групповые занятия специальной гимнастикой; ● использование для укрепления здоровья природных факторов (свет, воздух, вода);

● применение физической терапии.

Цели физио-психопрофилактики при беременности: ● повышение сопротивляемости организма; ● адаптация к повышенным требованиям в новых условиях деятельности организма; ● антенатальная охрана плода; ● выработка у женщины сознательного отношения к беременности, восприятия родов как физиологического процесса;

● обучение навыкам поведения в родах.

Физиопсихопрофилактическая подготовка беременной к родам разработана и внедрена отечественными учеными

В комплекс физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам входит гигиеническая гимнастика, которой рекомендуется заниматься ежедневно или через день с ранних сроков беременности под руководством инструктора лечебной физкультуры либо специально обученной медицинской сестры.

· Беременных обучают правилам личной гигиены и готовят к будущему материнству в «Школах материнства», а мужей беременных — в «Школах отцов», организуемых в женских консультациях с использованием демонстративных материалов, наглядных пособий, технических средств и предметов ухода за ребенком.

· К посещению «Школы материнства» следует привлекать всех женщин с ранних сроков беременности. Беременным следует разъяснять важность посещения этих занятий. В консультации должна быть яркая информация о программе и времени проведения занятий. Непосредственными помощниками врачей при проведении занятий в «Школе материнства» являются акушерки и медицинские сестры по уходу за ребенком.

Исследование степени психологической готовности к материнству у женщин разного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КУРСОВАЯ РАБОТА Дисциплина: Социальная психология Студент: Куминова Алёна Николаевна Группа ПСО: 203.13 Руководитель: кпсхн., доцент З.А.Киреева Комиссия: дпсхн., профессор Р.В.Овчарова Курган 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Теоретический анализ психологической …

· Группы формируют из 8−10 человек с учётом сроков беременности. Занятия проводят в утренние, а для работающих беременных — дополнительно в вечерние часы.

· Заведующая консультацией организует занятия, учитывая особенности местных условий, осуществляет контроль за работой «Школы материнства» и связь с территориальным центром здоровья для получения методической помощи и печатных материалов. Учебный план «Школы материнства» предусматривает 3 занятия акушерагинеколога, 2 педиатра и 1 юрисконсульта при его наличии.

· При подготовке к родам (начиная с 33−35 нед) беременных не только знакомят с физиологией родового акта, правильного поведения в родах, но и обучают упражнениям по аутотренингу и точечному самомассажу как факторам, снимающим болевые ощущения во время схваток, развивающим и укрепляющим волевые способности человека к самовнушению.

· Правильно проведённая физиопсихопрофилактическая подготовка устраняет страх перед предстоящими родами, способна значительно уменьшить болевые ощущения во время схваток, обеспечить адекватное поведение роженицы.

· Интерьер кабинета для проведения групповых занятий должен создавать у слушателей психологический комфорт. Рекомендуется иметь кушетки или удобные кресла, набор рисунков и таблиц, слайдоскоп, магнитофон, аудиокассеты со специальными музыкальными программами и др.

· Целесообразно обеспечить возможность самостоятельного просмотра видеокассет по проблемам гигиеныбеременных, семейной подготовки к родам, правилам грудного вскармливания, ухода за новорождённым, контрацепции после родов и т. д.

· Физические упражнения делят на 3 комплекса соответственно срокам: до 16 нед, от 17 до 32 нед и от 33 до 40 нед. Каждый комплекс упражнений предусматривает обучение определенным навыкам, необходимым для адаптации организма к соответствующему периоду беременности.

Занятия гимнастикой целесообразно завершать ультрафиолетовым облучением, особенно в осеннезимний сезон.

Если беременная не может посещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гимнастических упражнений, после чего она продолжает гимнастику дома под контролем инструктора каждые 10−12 дней.

Психологическая подготовка беременных женщин к родам

… с беременными женщинами. .Показать значение психологической подготовки беременной к предстоящим родам и материнству. Глава 1. Теоретические аспекты исследования подготовки беременных к родам психологический подготовка беременная роды 1.1 Сущность и содержание беременности Беременность женщины …

· Больные беременные выполняют лечебную гимнастику дифференцированно, с учётом основного заболевания.

Противопоказана физкультура при острых или часто обостряющихся и декомпенсированных соматическихзаболеваниях, привычных выкидышах в анамнезе и угрозе прерывания данной беременности.

Психопрофилактическая подготовка к родам

Психопрофилактическая подготовка к родам

Предстоящее появление на свет малыша пугает не только первородок. Волнуются по и мамы, уже имеющие детей. Эмоциональное состояние негативно сказывается на процессе, поэтому так важна психопрофилактическая подготовка к родам.

Суть методики

Женщины, прошедшие через естественное родоразрешение, со страхом ждут появления очередного малыша — пугают предстоящие боли во время схваток и выхода ребенка наружу. У первородящих появляется страх возможных осложнений, влекущих угрозу для младенца и матери. Беременная психологически отгораживается от всего мира, как бы «уходит в себя», стараясь защититься от опасности.

Задача акушерок – вывести женщину из подобного состояния, настроить на позитивные роды. Эмоциональная расслабленность позволит сделать процесс легким и безопасным. Мама должна активно помогать медицинскому персоналу, а негативный психологический настрой перед родами только мешает.

В пренатальных центрах применяется физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам (ФППП). Цель методики – научить женщину настраиваться на предстоящую боль, осознавать ее неизбежность. Маме помогают вникнуть в суть процесса, понять характер возникающих болевых симптомов.

Малая информированность о физиологических особенностях, а также действиях медицинского персонала, становится основным источником развития паники. Цель ФППП – помочь лучше ориентироваться в ситуации, чтобы избавиться от негативного настроя, зачастую возникающего после общения с мамами, имеющими опыт тяжелых родов.

Женщинам, посещающим Школу будущих матерей, легче, так как психологическая настройка на роды идет постепенно. Такая беременная, подошедшая к финальному этапу, ведет себя более спокойно и уравновешенно.

Мамам, игнорирующим занятия, акушерки уделяют больше внимания, проводя физиопрофилактическую подготовку непосредственно перед родами. Получив уверенность в благополучном исходе, женщина избавляется от страхов, вследствие чего автоматически повышается порог восприятия боли.

Занятия в Школе будущих матерей

Беременным не стоит игнорировать посещение лекций, помогающих подготовиться к появлению малыша. Уроки позволят настроиться на правильное эмоциональное состояние перед родами.

При первом посещении методист изучает отношение женщины к беременности, психологический настрой и представления о природе процесса.

После этого будущих мам разбивают на группы, подбирают соответствующую программу занятий, включающих 4 основных урока.

Занятие первое. Женщин знакомят с анатомией половых органов, физиологическими особенностями развития и появления на свет плода, объясняют суть болевых симптомов. Настраивая беременную на предстоящие роды, учат мобилизации воли, что позволяет контролировать боль. Достигается это с помощью аутогенных тренировок, принципы которых изучаются на данном занятии.

Беременные осваивают азы точечного самомассажа. С помощью манипуляций не только мобилизуется воля, также появляется возможность контролировать схватки, и уменьшать боль.

Второе посещение. Происходит ознакомление с I этапом. Акушерка с помощью иллюстраций демонстрирует механизм схваток, цель которых – раскрытие шейки. Женщин учат вести подсчет длительности спазматических сокращений и интервалов между ними.

Объясняется, что у каждой беременной степень болезненности проявляется по-разному. Чтобы справиться с сильными схватками, женщина осваивает механизм регулирования дыхания с помощью диафрагмы. Важен контроль над мышцами, которые во время спазм лучше расслабить.

Будущую маму обучают, как правильно контролировать свое дыхание и в перерывах между схватками. Заключительным этапом урока становится умение сочетать точечный массаж с дыхательной гимнастикой.

Урок третий. Идет изучение особенностей последующих этапов родов (II и III). Беременным объясняют разницу между схватками и потугами, учат контролировать последние с помощью дыхательных упражнений. Рассказывают о необходимости релаксации между потугами.

Нерожавших женщин настраивают на неприятные моменты, возникающие в данном этапе родов – отхождение газов, кала, непроизвольное мочеиспускание. Эти явления должны восприниматься, как естественные составляющие природного процесса, которых не стоит стесняться.

ФППП беременных к родам разъясняет важность правильного поведения во время потуг и неукоснительного подчинения всем командам акушерки, нацеленным на положительный исход. Практически отрабатываются элементы аутотренинга, позволяющего сделать потуги более продуктивными.

Занятие четвертое. Вкратце повторяют темы предыдущих уроков и закрепляют уже освоенные навыки по массажу, аутотренингу, дыхательной гимнастике. Специально разработанными тестами проверяют эмоциональную и физиологическую степень готовности.

Учат сочетать психологическую подготовку с упражнениями для беременных. Объясняют, как важны систематические занятия, позволяющие оптимизировать функции организма.

Накануне родов

Чем ближе назначенный срок, тем напряженнее ожидание, а тут еще допекают ложные схватки и тянущие боли. Беременная в последние дни перед родами уходит в себя, ограничивает общение и все больше занимается домом. Такое поведение психологи называют «синдромом гнездования».

Женщина прислушивается к каждому движению в животе. Чем не понятнее ощущения, тем больше возникает страхов, тем чаще на ум приходят различные суеверия и приметы.

Что должно произойти за день до родов? За сутки наступает непонятное для беременной затишье – прекращаются схватки, уходят боли, малыш замирает. Многие в такой период паникуют, боясь, что ребенок сейчас выйдет. На самом деле организм берет небольшую паузу перед ответственным моментом и дает возможность будущей маме настроиться на родоразрешение.

Затем появляются новые ощущения, считающиеся сигналом начала основного процесса. Женщина чувствует недомогание, тошноту, отсутствие аппетита. Лихорадочный озноб и потливость перед родами – обычные признаки приближающегося начала новой жизни.

До того, как малыш появился на свет, маму в роддоме подвергают процедурам, которые не стоит игнорировать. Они облегчат процесса и исключат последующие осложнения.

Что делают беременным перед родами:

  1. проводят осмотр влагалища;
  2. бреют лобок, промежность;
  3. ставят клизму.

Осмотр на гинекологическом кресле обязателен. Он помогает определить степень раскрытия матки и положение головки плода. Последующие процедуры у некоторых женщин вызывают недоумение, заставляют нервничать, что негативно отражается на психоэмоциональном состоянии.

Если беременная не проходила занятия по ФППП и рожает впервые, сложно понять действия акушерок. Но в данной ситуации лучше довериться медперсоналу и разрешить им выполнять свою работу.

Удаление волос в области бикини позволит избежать бактерицидного инфицирования. Растительность мешает при осмотре состояния половых губ, промежности после родов, не дает возможности качественно наложить швы на разрывы.

Наполненный кишечник препятствует нормальному прохождению плода, поэтому так важно его очищение. Будущая мама может избежать этой процедуры в больнице, если проведет ее, находясь дома.

Способы психологического настроя

Психологически неподготовленной женщине сложно адекватно воспринимать неторопливые действия врача и акушера в тот момент, когда роженица испытывает сильные схваткообразные боли. Именно спокойствие персонала, выполняющего свою работу, должно стать аргументом, что все идет по плану, и поводов для волнения нет.

Нервничают и женщины, прошедшие психопрофилактическую подготовку беременных к родам. Хотя у них есть знания, небольшие навыки, позволяющие контролировать процесс.

Как правильно себя настроить на роды

  • уметь отвлекаться на позитивные моменты;
  • заняться любимым хобби или приятным общением;
  • прибегнуть к аутотренингу;
  • изучить технику борьбы со страхами.

Важна и поддержка близкого человека. Желательно посещать занятия вместе с мужем, чтобы он тоже мог освоить преподаваемые там техники борьбы с болью и страхами. Супруг сможет применить обезболивающие приемы на практике, помогая жене справляться с негативом.

Особое значение отводят партнерским родам. Когда рядом находится близкий человек (муж, мама, подруга), страхи уходят сами собой. Это позволяет немного отвлечься от боли и настраивает на позитивное восприятие ситуации. Партнер сделает точечный массаж, поможет выполнить упражнения на расслабление.

Дыхательная гимнастика. «Собачка» — вдохи и выдохи повторяют волну схваток. Дыхание сначала медленное, глубокое, затем поверхностное частое. Делая «свечу», вдыхают носом, резко выдыхают ртом. При этой технике рекомендуются небольшие передышки.

Отличный способ релаксации – прислушиваться к дыханию партнера и постараться войти с ним в унисон. С панической гипервентиляцией поможет справиться обычный бумажный пакет, в который рекомендуется несколько минут подышать.

Известные методики ФППП

Физипсихопрофилактическая подготовка беременных включает множество методик. Более полувека они успешно применяются на практике, помогая женщинам справляться со страхами родов.

Метод Ламаза. Фердинанд Ламаз разработал свой метод еще в середине прошлого столетия. Он сразу же стал популярным и легл в основу ряда современных техник, предлагаемых беременным. По мнению ученого, положительный настрой перед родами во многом зависит от самой женщины.

Используя медитации, будущая мама моделирует в сознании предстоящий процесс рождения малыша, проецируя это в реальность. Второй момент, на котором основывается техника Ламаза, – умение расслабляться. Третий фактор – дыхательные ритмичные упражнения.

Метод Николаева. Еще до Ламаза свои взгляды на поведение рожениц высказал отечественный ученый А.П. Николаев. Он уделил особое внимание психогенной составляющей – страху перед родами. Цель методики – перестроить сознание беременной таким образом, чтобы боль воспринималась, как физиологическая составляющая.

Будущая мама не должна самостоятельно справляться со страхами. В обязанности наблюдающего гинеколога входит разъяснительная беседа по темам, освещаемым современными курсами ФППП. Именно Николаев своими взглядами заложил «кирпичик» в развитие Школ для беременных и затронул вопрос об активном участии мужа в вынашивании и рождении ребенка.

Метод Вельвовского. По мнению И.З. Вельвовского боль при родах не обязательный признак, все зависит от сигналов, поступающих из коры головного мозга. Появление на свет ребенка – физиологический акт на уровне безусловного рефлекса.

Не стоит дожидаться боли и потом бороться с ней. Ученый считает, что симптомы можно предотвратить, если воздействовать на роженицу словесно. Цель подобного общения врача и пациентки – создать правильное взаимоотношение между подкорковыми структурами мозга, основной корой.

По сути, это обезболивание посредством гипноза, поэтому применять метод можно не ко всем беременным. Учитываются индивидуальные особенности женского организма, развитие плода и степень внушаемости пациентки.

Правильный настрой на легкие роды важен для плода, чутко реагирующего на эмоциональное состояние мамы. Ее страхи заставляют нервничать и малыша. Под воздействием паники вырабатываются нежелательные гормоны, влияющие в дальнейшем на психоэмоциональное развитие ребенка.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.