Развитие детей с нарушением интеллекта в разные периоды взросления

Содержание

Развитие детей с нарушением интеллекта

Развитие детей с нарушением интеллекта в разные периоды взросления

Прежде всего, нужно понимать, что подразумевает понятие «нарушение интеллекта». Это необратимые нарушения в познавательной деятельности ребенка, которые вызваны поражением головного мозга, его коры. При этом возможны и локальные поражения мозга с нарушением восприятия и памяти, мышления, речи ребенка , проявлением повышенной возбудимости либо, наоборот, инертности.

Признаком нарушения интеллекта у ребенка является его слабая любознательность, медленная обучаемость, плохая восприимчивость нового. Такие нарушения влияют на детей с первых дней жизни. У них задерживаются сроки развития в течение первого, второго года жизни; поздно проявляется интерес к окружающему миру; преобладает флегматичность (вялость и сонливость).

У таких детей со временем не возникает эмоционального общения с родителями.

Одним из первых признаков нарушений в развитии интеллекта ребенка является отсутствие у него в раннем возрасте комплекса оживления — эмоциональной реакции узнавания взрослого, ответа на его улыбку, речевых реакций гуления.

Обычно к трем месяцам у нормально развивающегося ребенка всегда проявляется комплекс оживления. Если же имеются нарушения интеллекта, то и в дальнейшем такое дитя не будет проявлять интерес к игрушкам над кроваткой, у него будет отсутствовать распознавание своих и чужих людей.

На первом году у малыша с нарушениями интеллекта отсутствует хватание, что негативно сказывается на зрительно-двигательной координации и последующем развитии всех психических процессов. И только к 2-3 годам такой малыш может проявлять сдвиги в овладении предметами. Он, к примеру, может брать игрушку, но не рассматривает ее, не выполняет с ней практических действий.

В 3-4 года интеллектуальная недостаточность — это отсутствие навыков самообслуживания и любознательности, свойственных здоровому ребенку. У детей с нарушениями интеллекта интерес к окружающему миру, предметам, сверстникам низкий и очень кратковременный. Игры таких детей — это простое манипулирование, слабые контакты с детьми и низкая подвижность.

Далее, в дошкольном возрасте, у ребенка с нарушением интеллекта не появляется желание играть, но может больше проявляться подвижность. Такие дети-дошкольники не самостоятельны и безынициативны, они больше склонны к подражанию и копированию.

Интеллектуальные расстройства этой категории детей четко видны и проявляются в школьном возрасте, ведь у них нарушена первая степень психического развития — восприятие. Его темп замедлен, а объем очень узкий. Такие дети с большим трудом выделяют на картинке главное. Они не понимают связей между частями, персонажами, трудно запоминают, путают буквы, цифры, предметы, слова.

Нередко даже к 9 годам дети с нарушениями интеллекта не различают правую и левую стороны ввиду затруднений их сенсорного развития. Для них огромную трудность представляет ориентация во времени, днях недели, временах года.

Дети с глубоким нарушением интеллекта

В педагогике принято классифицировать нарушения интеллекта по степени его проявления. Глубина умственной отсталости разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия. Самой глубокой степенью умственной отсталости является идиотия.

Поэтому детям-идиотам осмысление окружающего недоступно вообще, у них очень медленно развивается функция речи, а иногда и не развивается вовсе. Таким детям характерны нарушения координации движений и моторики, они не ориентируются в пространстве.

В большинстве случаев такие нарушения тяжелы настолько, что дети-идиоты не могут вести никакого образа жизни, кроме лежачего.

У них слишком медленно и с большим трудом формируются навыки самообслуживания, гигиенические в том числе. Обычно дети-идиоты не дееспособны в правовом смысле.

Они не подлежат обучению и с согласия их родителей пребывают в спецучреждениях — детских домах для умственно отсталых детей. Там им оказывают медицинскую помощь и уход.

Однако государственная система социального обеспечения не исключает содержания детей-идиотов в семье.

Воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

Развитие и обучение ребенка с нарушениями интеллектуального развития во многом зависят от отношения к его дефектам окружающих и, прежде всего, близких людей, родителей. Они с самого рождения хотят знать, какая перспектива и прогнозы развития такого ребенка, в какой степени дитя будет зависимо от других и сможет ли приобрести самостоятельность.

Для этого мама и папа обращаются за помощью к специалистам — психологам, врачам, педагогам. Дать родителям конкретный и четкий ответ очень нелегко. Но практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги.

Для этого родители должны:

  1. Проявлять веру в ребенка и внутреннее спокойствие. 
  2. Проявлять к своему ребенку терпение, строить отношения с ним на основе доброжелательности и любви.  
  3. Регулярно хвалить дитя.

     

  4. Ежедневно, целенаправленно и настойчиво развивать у ребенка самостоятельность, постепенно сводя свою помощь до минимума.

Психическое развитие детей с умственной отсталостью, особенности, характеристика. Познавательный интерес у детей с УО – Мама Света

Развитие детей с нарушением интеллекта в разные периоды взросления

Главной особенностью детей с умственной отсталостью является сниженный интерес к окружающему миру, предметам и явлениям в нем, к взаимодействию их между собой. Это можно назвать общей психологической инертностью, безразличием.

Безусловно, данные особенности связаны с тем, что психическое развитие детей с умственной отсталостью проходит совершенно по другому пути, нежели у нормотипичных детишек. Нарушены все высшие психические функции: восприятие, мышление, воображение, внимание, речь и т.д.

Отклонения обычно заметны уже с грудного возраста.

В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок выглядит равнодушным ко всему происходящему, пассивным и вялым.

У него снижена мотивационная и целенаправленная деятельность, нарушены мыслительные процессы (мышление слишком стереотипное и плоское), игровая практика носит исключительно действенный характер, причем знакомство с игрушками происходит очень ситуативно и хаотично – интерес к ним неустойчив и слаб.

Восприятие бедное, воображение отличается скудностью образов и крайне тяжелым формированием новых элементов к ним, со стороны памяти нарушены почти все компоненты (запоминание, хранение, воспроизведение материала). Все эти патологии отражаются и на развитии речи, которая является венцом развития всех психических процессов ребенка. Но давайте обо всем по порядку.

Психическое развитие умственно отсталого ребенка, познавательный интерес

Все умственно отсталые дети испытывают гораздо меньше потребности в познании мира, чем их сверстники с нормальным развитием. Даже ближайшее предметное окружение увлекает их слабо и от случая к случаю.

Уже в грудном возрасте можно отметить, что ребенок-олигофрен не реагирует комплексом оживления на близких людей, не тянет ручки к игрушкам, подвешенным над кроваткой, не пытается ползти за погремушкой и не водит глазками за яркими предметами в руках у мамы.

Ближе к году он может брать игрушки и предметы в руки, но действия, производимые с ними, отличаются от нормы. Они неадекватны, хаотичны и часто плохо осознанны. Ребенок не пытается максимально «вытянуть» свойства, присущие им.

Его слабо интересуют формы, цвета, разные на ощупь поверхности, разнообразие игрушек.

Сложные специфические манипуляции с игрушками ему недоступны в силу нарушений операционного и организационного компонента мыслительной деятельности, потому сохраняется лишь кратковременный интерес к ним.

В играх со сверстниками ребенок с умственной отсталостью плохо усваивает правила, тонкости взаимодействия людей между собой, ему не понятны мотивы их поступков, так как понимание всех взаимоотношений слишком поверхностно.

В принципе, такие детишки даже близких людей начинают выделять в отдельную категорию только ближе к 1,5-2 годам, в то время как обычный ребенок уже к 6 месяцам прекрасно усвоил, кто «свой».

Больше эмоций вызывает яркое внешнее оформление, красочная наглядность, то есть то, что «лежит на поверхности», что не надо постигать и запоминать.

Психическое развитие детей с умственной отсталостью отличается крайне высокой разбалансированностью между процессами возбуждения и торможения, слишком грубыми отклонениями в системе возникновения условно-рефлекторных связей и сигналов, потому на первый план выходит узость объемов восприятия и познания мира.

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью, восприятие

У них полностью иное даже зрительное восприятие и дифференциация окружающей действительности, отчего плохо различаются и запоминаются цвета, их оттенки, целые образы. Именно поэтому им плохо даются обобщения, нет переноса прошлого опыта на нынешнюю ситуацию, плохо улавливаются отличия и схожесть предметов, разность пропорций и величин.

Восприятие пространства и времени тоже сильно искажено. Из-за этого дети с УО страдают двигательными нарушениями, моторной неловкостью, разбалансированностью тела, грубостью мелкой моторики, недостаточной ритмичностью и автоматизмом движений.

От этого замедлено или полностью нарушено овладение предметной деятельностью. Такие дошколята плохо рисуют, вырезают, лепят, рассматривают сюжетные картинки и вычленяют конкретные образы с них.

Узость и вялость зрительного восприятия не дает полноценно принять и обработать поступающую информацию.

Многие родители считают, что причиной плохой моторики является патология двигательного аппарата, хотя в действительности это не так – нарушения напрямую связаны с недоразвитостью высших психических функций.

Олигофрения характеризуется трудностями с восприятием пространственных и временных понятий, неспособностью систематизировать данные, выделять второстепенные признаки от первичных, неорганизованностью изучения предмета.

Такие детки часто воспринимают все слишком глобально, без выделения тонкостей и особенностей, у них слабо формируются ассоциации. К тому же восприятие умственно отсталого ребенка является совершенно неосознанным.

Они не всматриваются, не ищут и не рассматривают избирательно предметы, часто отвлекаются на менее значимые детали.

В связи с патологическим развитием слухового восприятия дети с олигофренией позже начинают говорить, так как дифференцировать одну фонему от другой им не удается, отчего формирование образа слова не происходит.

Чтобы узнать предмет, явление, слово, вычленить его из речи или обстановки, умственно отсталому ребенку требуется больше времени, чем обычному дошкольнику.

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью, мышление

Главной отличительной чертой мышления умственно отсталого ребенка является его стереотипность, некритичность, невозможность оценить результат собственной деятельности и поведения. Такие дети всегда довольны своей  работой.

Как правило, происходит застой на этапе формирования наглядно-действенного мышления, которое завершает свое развитие к 2-3 годам у обычных детей.

Ребенок не осуществляет поиска решения возникающих проблем – он мыслит ситуативно и слишком конкретно.

Обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, конкретизация, сравнение и другие мыслительные операции имеют отклонения. Это связано с ограниченным опытом, бедным набором слуховых и зрительных представлений, слабо развитой игровой деятельностью.

Как правило, суждения ребенка бедны, не имеют самостоятельности проявлений (выдает то, что узнал и запомнил от других), им тяжело дается счет с помощью наглядных арифметических средств, но отвлеченный счет остается вообще недоступным. Они не держат в уме условия задачи, так как не могут установить нужные смысловые связи между ними.

Неумение создать мысленно общий образ ведет к тому, что им сложно сложить картинку из нескольких деталей, сделать домик из кубиков, создать простой образ из мозаики и т.д.

При олигофрении не учитывается ранее приобретенный опыт, потому дети вновь повторяют свои ошибки. Они не отфильтровывают ошибочные варианты, так как изначально отсутствует анализ ситуации и опыт подлинной пробы. Исходные образы фрагментарны, хаотичны, стереотипны, не подвергаются динамическому изменению.

К сожалению, дети с УО остаются на уровне конкретных понятий, и развитие абстрактного мышления у них не происходит. Понимание отвлеченных связей, установление причины-следствия, последовательности событий отсутствует.

Логическое мышление вообще находится на очень низком уровне развития.

Регулирующая роль мышления также патологична – ребенок не принимает исходные условия, слабо контролируют свои действия, начинает выполнять работу без осознания и элементарно, не имея плана достижения цели.

Считается, что расстройства мышления – это основной признак умственной отсталости в психическом развитии маленьких детей.

Психическое развитие детей с умственной отсталостью, память

По сути, память является связующим звеном между прошлым и настоящим, так именно в ней хранится весь накопленный опыт. Память детей с УО развита слабо – нарушения имеются и со стороны механического запоминания, и логического.

Воспроизведение некогда запомненного материала происходит с большой задержкой. Само запоминание происходит на основе личного интереса ребенка к информации. Чаще всего идет запоминание внешних признаков предметов, логические внутренние связи укладываются в памяти гораздо хуже.

Произвольное запоминание формируется намного позже, чем у сверстников – ближе к 10-11 годам.

Изначально нервная система ребенка с нарушениями интеллекта ослаблена, потому запоминание, хранение и воспроизведение материала идет дефектно – эпизодическая забывчивость всегда связана с переутомлением. Такой дошкольник не умеет правильно пользоваться доступными приемами запоминания информации.

Продуктивность запоминания вербального материала страдает больше всех остальных компонентов. Дети слабо осмысливают словесный материал, особенно в потоке речи.

Уже в школьном возрасте могут отмечаться улучшения в запоминании при прочтении голосом учителя.

Группы не связанных по смыслу слов почти не сохраняются в памяти, так как нет общей базы (ассоциаций), на которую будет опираться память ребенка.

Если обратить внимание на деятельность ребенка-олигофрена при работе с текстом или устной информацией, то мы отметим, что он:

  • лишь фрагментарно воспроизводит несколько раз услышанный материал;
  • плохо запоминает и воспроизводит одни и те же ошибки в разных репродукциях;
  • склонен к запоминанию стихотворных текстов;
  • лучше воспроизводит словесный материал при подкреплении его картинкой или образом;
  • плохо осмысляет факты услышанного или почитанного;
  • не усваивает словесные объяснения отвлеченного характера;
  • лучше запоминает тексты повествовательного типа;
  • путает, заменяет слова и фразы при воспроизведении;
  • плохо выделяет основную мысль текста;
  • слабо перерабатывает информацию логически.

Психическое развитие детей с умственной отсталостью, внимание

В общих чертах внимание ребенка с интеллектуальной недостаточностью можно назвать дефектным.

Оно сложно привлекается, носит непроизвольный характер, ситуативно, плохо фиксируется и слишком быстро рассеивается. Из-за этого производительность любой выполняемой деятельности крайне низкая.

Нарушения имеются во всех компонентах внимания: устойчивость, объем, распределение, концентрация, переключение.

У них нет целевого направляющего признака внимания, вследствие чего сложные задачи умственно отсталые дети не выполняют, быстро теряют к ним интерес и переключаются на что-то другое. Взрослому сложно привлечь их внимание к конкретному объекту.

Существуют дети, у которых заметно преобладает процесс торможения или, напротив, возбуждения. Первые очень медлительны, спокойны, могут часами выполнять по инструкции несложные действия, но при этом их характер механистичен.

Отвлечь их на что-то другое будет тяжело. Вторые же чересчур активны, подвижны, резвы и живы.

Они не могут сосредоточиться на чем-то одном, и болезненная отвлекаемость не дает возможности выполнить даже то задание, которое они понимают.

Внимание ребенка-олигофрена зависит от общего состояния психики. При ее перегрузке наступает период истощения, начинаются колебания фаз активности, и ребенок попросту теряет изначальную цель (объект).

Как правило, внимание дошкольника с умственной отсталостью отличается тем, что он не может удерживать в поле зрения более 1-2 предметов одновременно. Через 1-2 минуты он уже выглядит уставшим и теряет интерес к происходящему. Он постоянно переходит от одного вида деятельности к другой, при этом эффективность его работы крайне мала.

Особенности психического развития ребенка с умственной отсталостью, воображение

Воображение умственно отсталых детей в дошкольном возрасте очень бедное в связи с тем, что накопление опыта об окружающем мире происходит медленно и стереотипно, а познавательный интерес развит слабо.

Они не проявляют желания делиться эмоциями, плохо воспроизводят знакомые образы и не создают новых. Их содержание обеднено.

У него отсутствует творчество, фантазирование, наблюдается устойчивая склонность замещать сложные действия более примитивными.

Дети с УО могут рисовать, но их образы просты – просматривается схематичность изображения предметов, излишняя плоскостность. При сложных умственных нарушениях рисование сводится к манипулированию канцелярскими принадлежностями, случайному выбору цвета и инструментария.

В младшем дошкольном возрасте память и воображение очень тесно связаны, но по мере взросления у обычных деток происходит четкое разграничение между этим двумя психическими функциями.

У олигофрена воображение еще долго опирается на образы, хранящиеся в памяти, иногда обособление так и не происходит, так как установка даже на формальное воспроизведение слишком слаба, чтобы наполнить его новым содержанием.

Дети с умственной отсталостью плохо могут или не могут вообще:

  • воссоздавать реальность вокруг;
  • обновлять ее образы;
  • включать творческое воображение;
  • уходить от шаблонов;
  • задействовать непреднамеренное воображение;
  • соединять реальное и нереальное;
  • выделять существенное и второстепенное;
  • уменьшать или увеличивать образы;
  • манипулировать образами посредством внутреннего планирования;
  • анализировать и оценивать процесс реализации плана;
  • улавливать связь между действиями, отношениями персонажей.

К сожалению, к 7-8 годам не происходит достаточное накопление опыта об окружающем мире, а воображение умственно отсталых детей остается на недостаточно сформированном уровне (нет фантазирования, рефлексии, произвольности, внутреннего плана, творческой переработки представлений), отчего школьный материал становится недоступным в плане понимания и усвоения.

Развитие детей с умственной отсталостью характеризуется стойким преобладанием физиологических потребностей над остальными!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Систематика нарушений в интеллектуальном развитии ребенка

Развитие детей с нарушением интеллекта в разные периоды взросления

Определение 1

Интеллект (лат. – познание, понимание) – является высшим уровнем развития человеческой сущности, которая выражается в мыслительных способностях человека, включающих в себя волевую и познавательную сферы.

Замечание 1

В обыденном понимании интеллект – это мышление человека, которое имеет несколько расширенную зону функционирования.

Основными предпосылками развития интеллекта человека являются его когнитивные функции – память, внимание, мышление, пространственное восприятия, а также ряд психофизиологических особенностей – инициативность, познавательный интерес и работоспособность. В том случае, если одна из перечисленных функций нарушена, то развитие интеллекта будет снижено или затруднено.

Интеллектуальные нарушения у детей

Определение 2

Интеллектуальные нарушения у детей – разнообразные по направленности, проявлениям и происхождению отклонения в умственном развитии.

Интеллектуальные нарушения (в общем) – это количественные и качественные отклонения в развитии умственных способностей человека.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Симптомами нарушений интеллектуального развития являются недостаточная способность решения трудных ситуаций и жизненных задач, недостаточные знания, умения и навыки, ограниченный словарный запас, низкий уровень абстрактно-логического мышления.

Диагностика нарушения интеллектуального развития осуществляется психологом, психиатром и неврологом. При необходимости дополнительно могут назначить инструментальное исследование головного мозга.

После установления диагноза разрабатывается индивидуальный план лечения, который включает в себя психокоррекцию, фармакотерапию и социальную реабилитацию.

В настоящее время наиболее распространенным нарушением интеллектуального развития является олигофрения.

Олигофрения – является клинически разнородной группой, включает в себя такие состояния, которые возникают после различных поражения ЦНС ребенка в период «до развития его речи» (до 1-2х лет).

Основные причины возникновения олигофрения являются внутриутробные и наследственные повреждения плода, природовые и родовые травмы, асфиксия плода, а также иные заболевания, оказывающие негативное влияние на нервную систему ребенка в возрасте до 2х лет.

Принято выделять три основные группы патогенных факторов, которые обуславливают возникновение олигофрении:

  • Неполноценность генеративных клеток родителей
  • Различные наследственные заболевания
  • Патологии беременности в период эмбриогенеза
  • Разнообразные вредные воздействия на плод во внутриутробный период
  • Родовые травмы
  • Постнатальные поражения нервной системы ребенка до 3-х лет, вызванные инфекционными заболеваниями, травмами, ожогами и т.д.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Нарушения в интеллектуальной сфере развития ребенка возникают на основании негативного влияния экзогенных и эндогенных факторов. Степень тяжести нарушения зависит от интенсивности воздействия негативного фактора, от того в каком возрасте было данное воздействие.

Принято выделять следующие причины интеллектуальных нарушений:

  1. Генетические изменения – вызывают отклонения интеллектуального развития на основании дисфункции отдельных генов (аутизм, синдром Ретта) и ряда хромосомных аномалий:

    • трисомии (синдром Дауна)
    • делеции хромосом
    • однородительские дисомии
  2. Перинатальные поражения ЦНС – возникают при гипоксии плода, вызванной различными заболеваниями матери (эндокринные, сердечно-сосудистые патологии, болезни печени, почек и т.д.

    ), а также несовместимостью матери и плода по резус-фактору.

    Кроме того, к перинатальным причинам относят перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности, радиационное облучение, эмоциональные стрессы, интоксикации и недоношенность плода.

  3. Натальное повреждение ЦНС – вызывается осложненными родами, в результате которых возникает асфиксия у новорожденного, травмы, разнообразные органические и функциональные поражения мозга.

  4. Постнатальное поражение нервной системы – интеллектуальные нарушения разной степени тяжести, которые развиваются на фоне таких заболеваний как эпилепсия, нейроинфекции (менингит, энцефалит), эндокринные и аутоиммунные заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы, дистрофии и в ряде случаев после клинической смерти.

  5. Психические, неврологические расстройства – оказывают негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, на фоне разнообразных эмоциональных, поведенческих и волевых дефектов, а также патологий анализаторных систем.

  6. Социальные факторы – негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывают дисгармоничные семейные отношения, асоциальный образ жизни родителей, педагогическая запущенность ребенка, длительное пребывание в стационаре и т.п.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  1. Задержка психического развития – характеризуется замедленным созреванием морфофункциональных систем мозга, вследствие влияния разнообразных негативных факторов. Проявляются данные нарушения в виде незрелости психомоторных и когнитивных функций.

  2. Умственная отсталость – выражается в виде умственного недоразвития, вызванного стойким, либо рано приобретенным нарушением интеллекта. В настоящее время различают:

    • легкая (дебильность)
    • умеренная (имбецильность)
    • тяжелая (идиотия)
  3. Деменция – это приобретенное стойкой или прогрессирующее слабоумие, которое развивается вследствие утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков.

Как проявляется заболевание?

Умственная отсталость — это нарушение развития, которое становится очевидным в детском или подростковом возрасте. В случае тяжелого поражения головного мозга отставание в развитии заметно уже на первом году жизни. Если же речь идет о нарушении интеллектуального развития, то оно становится очевидным с момента поступления ребенка в школу.

Примерно 85% детей с нарушением интеллекта страдают легкой умственной отсталостью. У них наблюдаются некоторые задержки в развитии в дошкольном возрасте, но сам диагноз ставится после того, как ребенок идет в школу. Именно в начальных классах выявляются проблемы с успеваемостью или поведением.

Дети с легкой умственной отсталостью охотно общаются со сверстниками. Они способны усваивать знания, хотя и не в полном объеме. Во взрослом возрасте люди с подобным диагнозом могут успешно работать и жить в обществе, хотя им может понадобиться некоторая помощь.

Дети с умеренной умственной отсталостью составляют примерно 10% всех детей с нарушением интеллекта. У них заболевание обнаруживается в дошкольном возрасте, еще на первых этапах развития. Ко времени поступления в школу уровень развития таких детей соответствует таковому у здоровых детей 2–3 лет.

Умеренная умственная отсталость диагностируется у большинства детей с синдромом Дауна. Они могут общаться с окружающими и сами заботиться о себе при условии должного руководства.

Теоретические знания, которые могут быть усвоены такими детьми, редко превышают уровень второго класса.

У подростков с умеренной умственной отсталостью возникают трудности в усвоении социальных норм и, как следствие, сложности в общении со сверстниками.

Дети с тяжелой умственной отсталостью составляют 3–4% детей с нарушением интеллекта. Диагноз им ставится в раннем возрасте, поскольку уже в первые месяцы жизни отчетливо проявляются физические особенности или аномалии развития.

Умение сидеть, ползать, ходить, пользоваться горшком и прочие этапы развития проходятся такими детьми гораздо позже нормы. Интеллектуальные нарушения у них обычно сопровождаются проблемами с физическим развитием или со здоровьем.

В раннем детстве речь у таких детишек полностью отсутствует.

Только к 10–12 годам дети с тяжелой умственной отсталостью могут составлять предложения из 2–3 слов. В возрасте от 13 до 15 лет уровень развития таких детей соответствует таковому у 4−6-летних здоровых детей.

Есть также дети с глубокой умственной отсталостью (1–2% всех детей с нарушениями интеллекта). Им ставят диагноз в младенчестве. У таких малышей наблюдаются ассиметричные черты лица и значительное отставание в развитии. Для того чтобы научить их самостоятельно употреблять пищу, одеваться, пользоваться туалетом, ухаживать за собой требуются длительные и интенсивные тренировки.

Причины заболевания

Существует около 1 000 различных органических причин нарушения интеллекта. Среди них:

  • Генетические заболевания;
  • Наследственность;
  • Нарушения внутриутробного развития;
  • Поздние роды (в возрасте старше 45 лет);
  • Неблагоприятное течение беременности;
  • Родовые травмы;
  • Воспаление оболочек мозга;
  • Черепно-мозговые травмы.

Развитие детей с нарушением интеллекта

Дети исследуют мир путем прикосновения к объектам, опробования их на вкус, манипулирования ими. Все это помогает получить информацию об окружающей среде. В возрасте от полутора до двух лет у детей развиваются речевые навыки.

Большинство детей с нарушением интеллекта проходят те же самые этапы развития, только в более позднем возрасте. Они также учатся играть в куклы и машинки, с удовольствием принимают участие в шумных играх.

Если сверстники относятся к ним хорошо, то дети с нарушением интеллекта охотно общаются с ними и даже могут брать на себя роль лидеров и заводил в играх.

Трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушением интеллекта:

  • ограничение речевых навыков. Некоторые дети вынуждены прибегать к жестам и прочим невербальным знакам, чтобы объяснить, чего они хотят. Это затрудняет вербальную коммуникацию;
  • проблемы с установлением дружеских отношений. Дети с нарушением интеллекта не всегда могут понять, чего от них хотят другие дети, что выражают их слова и мимика. Это затрудняет участие в играх и общей социальной деятельности, где требуется соблюдение определенных правил поведения;
  • сложности в обучении. Поскольку умственная отсталость влияет на речевые навыки, быстроту мышления, способность воспринимать информацию и решать логические задачи и т. п., возникают трудности в процессе обучения.

Критерии диагностики умственной отсталости:

  • заниженное интеллектуальное функционирование;
  • неспособность осуществлять повседневную деятельность;
  • возникновение расстройства в возрасте до 18 лет.

Диагноз может быть поставлен только на основе комплексного обследования.

Скажем, есть дети, которые имеют низкий коэффициент интеллекта, но при этом способны нормально общаться, обслуживать себя.

Им диагноз «умственная отсталость» не ставится, поскольку наличие некоторых интеллектуальных расстройств еще не означает, что ребенка можно считать умственно неполноценным.

Способность к обучению

У детей, которым поставлен диагноз «умственная отсталость», очень отличаются способность и умение общаться с окружающими. Одни из них могут посещать обычную школу, успешно контактировать со взрослыми и сверстниками, решать задачи и усваивать общеобразовательную программу. Их физическое развитие протекает нормально, и внешне такие дети ничем не отличаются от здоровых детей.

Дети, имеющие тяжелые нарушения интеллекта, часто не могут справляться с обычными заданиями, поэтому обучать их приходится в специализированных учреждениях или дома.

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, способны учиться в обычных школах. Это достаточно смышленые малыши, развитие которых ненамного уступает таковому у сверстников. Важную роль здесь играют воспитатели и учителя, которые должны особенно внимательно относиться к таким деткам, поскольку они чаще подвержены чувству беспомощности и разочарования.

Ожидание неудачи, которое закрепляется при отсутствии грамотного подхода со стороны педагога, приводит к тому, что дети заранее настраиваются на то, что не могут решить поставленную перед ними задачу, даже если на самом деле ее решение им по силам. Дети с умственной отсталостью, видя негативное отношение к себе со стороны учителей, ожидают меньшего успеха от своих действий и довольствуются минимальными результатами, хотя могут достичь гораздо большего.

Перед родителями больных детишек часто встает вопрос, что выбрать: обычную школу или специализированное учреждение? Ответ на него зависит от поставленного диагноза.

Дети с легкой умственной отсталостью могут заниматься в обычных школах и успешно контактировать со сверстниками при условии поддержки и поощрения со стороны взрослых. Дети, чьи интеллектуальные функции нарушены значительно, рискуют оказаться в изоляции, даже будучи принятыми в обычную школу или детский сад.

Нормальные дети предпочитают играть и общаться с теми сверстниками, которые похожи на них. Поэтому больные малыши окажутся в вакууме. Это не пойдет им на пользу.

Развитие детей со значительным нарушением интеллекта лучше всего поручить специалистам, которые знают к ним подход. В специальных группах детских садов с такими детишками занимаются по специальной программе, что помогает скорректировать отклонения в развитии.

Нарушение интеллекта — это навсегда?

К сожалению, да.

Но, хотя умственная отсталость — это относительно стабильное состояние в детстве и подростковом возрасте, показатели интеллекта могут со временем измениться в зависимости от типа нарушений и уровня умственной отсталости. При надлежащем обучении дети, страдающие легкой умственной отсталостью, могут сформировать хорошие адаптивные навыки в разных областях и вполне успешно жить и работать в обществе.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Gnomik.ru ©

Возрастная периодизация развития детей в определении разных авторов

Развитие детей с нарушением интеллекта в разные периоды взросления

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;
  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.

  1. Младенчество. Этап, который длится до 1 года, является базой для развития полноценной здоровой личности. Дальнейшее благополучное психологическое и социальное взросление зависит от степени любви и ласки, которую подарила мать. Это время, когда закладывается ощущение уверенности в окружении и чувство внутренней определенности. Малыш будет настолько адаптирован в социуме, насколько велико его чувство доверия к матери.
  2. Начало детских лет. Период от года до трех лет. Время начала самостоятельной физической активности. Начинает проявляться идентичность ребенка, которая выражается в желании все выполнять без помощи взрослых. Разумное поощрение самостоятельности будет способствовать развитию личностной самооценки и правильной жизненной позиции. В случае чрезмерной опеки малыш может вырасти слабовольным человеком, который не способен к принятию самостоятельных решений.
  3. Игровым возрастом Э. Эриксон считает период до 6 лет. Возраст до школы характеризуется появлением чувства вины за совершенные провинности и наличием желания совместной деятельности. Малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно-полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности. Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки.
  4. Период начала школьной жизни является важным этапом для детей, так как он знаменует выход из-под тотальной опеки родителей и переход на новую стадию социального развития. С 6 до 11-12 лет взрослеющие личности учатся правилам дисциплины, а также осознанному участию в социальной жизни. С этим периодом связано появление первых комплексов из-за страха потерять авторитет в глазах учителя, а также сомнения в собственных возможностях.
  5. Юношеский этап, продолжительность которого Эриксон определяет в пределах 12-20 лет, является главным периодом психосоциального взросления. Ребенок, который ощущает себя взрослым, еще не в состоянии определить грани социального мира, возрастающие требования которого он чувствует все сильнее. Начинается поиск смысла жизни и ответов на философские вопросы о собственном предназначении. Душевный дискомфорт, который испытывают подростки, приводит к ощущению бесполезности своего существования и выражается в асоциальном поведении. Наступает время кризиса идентичности, который не дает юношам и девушкам сделать правильный выбор профессионального и личностного пути.

Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;
  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.